Оригинал взят у
denis_strebkov в
50 лет тому назад...Переходим в ноябрь...
В этом номере две потрясающие кинорецензии. В первой описываются пародии на шпионские боевики с героинями а-ля Джеймс бонд в юбке (в частности,
"Modesty Blaise" и
"La decima vittima"). Во второй - различные реалити-шоу. С необычной стороны предстаёт актёр Кристофер Ллойд... Всё-таки "Крокодил" давал совестким гражданам уникальную возможность быть в курсе всех актуальных новостей и культурных событий, происходящих на "загнивающем Западе"!
Кроме того - удивительная пророческая карикатура чешского художника-карикатуриста
Владимира Иранека, предсказывающая появление скайпа, телеконференций и онлайн-образования в "недалёком будущем".
Текст кинорецензий
На больших и малых экранах 3апада
Амазонка с пулемётом в бюстгальтере
Она была удивительно хороша собой. Блондинка, с пышными прямыми волосами. Лицо задумчивое, серьезное, чуть печальные бархатно-серые глаза и - большая редкость в наши дни! - почти не накрашенные ресницы, к тому же длинные от природы, а не от косметических ухищрений. Прямой, изящный, можно сказать, гордый нос и большие, но четко вылепленные, чуть припухлые губы, нежный, словно обрисованный пастелью, овал лица. И, наконец, божественная фигура, одновременно и хрупкая и спортивная. Веяло от всего ее облика искренней, неподдельной скромностью и какой-то доброй теплотой. Словно ангел, спустившийся на землю, она была кротка и безобидна. И, увидев ее, хотелось идти за ней на почтительном расстоянии и следить, как бы ее случайно не обидели.
Но едва ли кто-нибудь ухитрился бы следовать за ней. Это было практически невозможно. Блондинка, используя все достижения современной цивилизации, все транспортные средства, так искусно путала свои следы, что сам Шерлок Холмс не угнался бы за ней. Как прекрасное, неуловимое видение, мелькала она то там, то здесь. Но если бы все-таки нашелся человек, которому удалось бы стать ее тенью, он увидел бы немало интересного.
Вот, например, прекрасная незнакомка достала из своей элегантной сумочки не менее элегантный тюбик с губной помадой, И тут же из этой блестящей штучки вырвалась струя какой-то жидкости, мгновенно превратившейся в облачко газа. По реакции ее собеседника было ясно, что это не шутки парфюмерии, а отравляющий газ.
А вот блондинка привычным изящным движением руки поправила свою непослушную прядь, и в ту же секунду из пышной прически ее нежная ручка извлекла стилет. Искуснейший удар - и очередная жертва повержена в прах.
Или еще смертельный трюк. Красавица тянется к своему очередному партнеру. Она хочет приласкать его. Ее холеная ручка нежно гладит его по щеке, шее... и он падает, обливаясь кровью. Вмонтированные под ногти лезвия бритвы перерезали ему горло. Так сказать, маникюр смерти!
Далее можно, пожалуй, не описывать весь арсенал блондинки в действии, а просто перечислить его. Зажигалка, выбрасывающая не безобидный огонек, а целую струю огня: это карманный огнемет. Кроме баллончика с газом, в сумочке у нее спрятана портативная гаррота (то есть обруч, стягиваемый винтом,- орудие инквизиторской пытки, смертной казни путем удушения).
Но и этот богатый арсенал изобретательной блондинки отнюдь не исчерпывает всех ее боевых средств. Одного датчанина она убила куском металлической скульптуры, немца отправила на тот свет более хитроумно - при помощи специальных смертельных пуговок на своем матрасе, грека уложила красиво - стрелой из лука, а женщину-шпионку удушила веревкой.
Блондинка, ее арсенал и все окружающие ее ужасы взяты нами только из одного фильма. Это последняя работа английского режиссера Джозефа Лози «Модести Блэз» с известной актрисой Моникой Витти в главной роли убийцы и шпионки. В первых рецензиях западная пресса верно подметила, что героиня фильма является как бы сестрой небезызвестного «агента 007», Джеймса Бонда, - героя многих детективных фильмов, вульгарных, пошлых, бесчеловечных по своей сути. Коммерческий успех на экранах «агента 007» заставил кинодельцов создать агента в юбке. И вот такая героиня создана! И не одна Моника Витти вовлечена в это грязное дело. Актриса Урсула Андресс исполняет аналогичную роль в фильме «Десятая жертва» итальянского режиссера Дино Пьетри. Она убивает из миниатюрного пулемета, запрятанного в... бюстгальтер. И недаром пресса пишет, что по сравнению с этой героиней «агент 007» Джеймс Бонд выглядит безобидным шалунишкой.
Кстати, в фильме «Десятая жертва» занят и прославленный актер Марчелло Мастроянни. По ходу картины он вынужден спасаться от убийцы в юбке. Мастроянни так отозвался об этом фильме:
«Они думают, что это очень забавно, а меня это только нервирует. Я купил себе телескоп и каждую ночь наблюдаю за Луной. Я думаю при этом, что было бы хорошо выбраться отсюда на Луну, где, мне кажется, жить человеку гораздо безопасней, чем здесь».
В. НИКОЛАЕВ
Пауки и ведьмы
Недавно в Америке человек укусил собаку. Это случилось так: во время бейсбольного матча болельщики решили раз и навсегда выяснить, чья же команда лучше. И когда на место драни примчались полицейские с овчарками, одному возбужденному джентльмену пришла в голову счастливая идея - бить собаку ее же оружием.
То ли он песику хвост оттяпал, то ли ухо отгрыз, мы не знаем. Но вот что поразительно: ни одна газета не сочла это событие сенсацией.
Странно, не правда ли? Испокон веку в буржуазной журналистике существует неписаный закон: если собака тебя покусала, это ничего, - так уж природа положила. А вот если ты сам ей лапу зубами жикнул, совсем другой коленкор. Сенсация! Могут даже физиономию пропечатать, тек оказать, в назидание потомству.
Американский журнал «Сатердей ревью», сообщая об этом случае на стадионе, даже посетовал не репортерскую нерасторопность: что же, мол, вы, братцы, живого собакодава проморгали?!
А оказывается, это уже не сенсация. То есть не в том смысле, что теперь в подворотнях собак за горло зубами хватают. Просто появилось телевидение. Теперь для сенсации нужен, по выражению специалистов, «эффект присутствия». Чтобы видеть все, как было, своими глазами.
Мы говорим это к тому, что «ти-ви», как уменьшительно кличут на Западе телевидение, приобрело благодаря этому самому «эффекту присутствия» страшную силу. Тиражи газет падают. Кино горит. Пару месяцев назад владельцы Голливуда сдали часть своих студий внаем двум крупнейшим телевизионным компаниям - «Нэшнл бродкастинг корпорейшн» и «Коламбия бродкастинг систем». Вот до чего дело дошло!
Прежде всех, конечно, силу «ти-ви» поняли рекламодатели. Одно дело - написать, что новый чайник насвистывает пятую симфонию Бетховена, и совсем другое - «как это сделала компания «Си-Би-Эс» - просвистеть с помощью этого чайника какую-нибудь «симфонию» прямо с голубого экрана. Какой хозяйке не польстит, что и она через предмет кухонного обихода приобщилась к мировой культуре! Или возьмем мыло. Покажут вам этакую живую Венеру, выходящую из мыльной пены «Диан», и зрителю сразу захочется приобщиться через эту богиню к начаткам санитарии и гигиены, то бишь скупить в ближайшей аптеке весь запас мыла «Диал».
Больше всего американские продюсеры любят пользоваться «эффектом присутствия» для передач «реалистического» плана. Под «реализмом» подразумевается обыкновенная замочная скважина. Телекамера выполняет, как писал журнал «Тайм», «роль сексуального сейсмографа, мгновенно реагируя не малейшее колебание постельной пружины». Самая «реалистическая» из нынешних передач называется «Пейтон Плейс». Это многосерийная передача из жизни маленького городка в штате Новая Англия. Ее постановщик «Амернкэн бродкастинг корпорейшн» объявила, что она намерена показать «любовную интригу с целым городом». Старые, набившие оскомину «треугольники» сданы я архив. Это скучно и пресно. То ли дело, когда сын живет с мамой, а дочка - с папой. Другой папа из «Пейтон Плейса» живет с секретаршей, но почему-то (проклятая неизвестность!) запрещает своему сыну встречаться с секретаршиной дочкой. Причем каждый эпизод обрывается «на самом интересном месте». И американец мучительно гадает, что дальше.
Работает «эффект присутствия» и в фильмах ужасов. Тоже многосерийных и тоже с целью пощекотать нервишки. Чучело медведя рычит, ежели ему отдавишь лапу каблуком. Дух старухи переселяется в автомобильный гудок, и владелец машины, трепеща, нажимает на клаксон, который сразу начинает нести всякую белиберду. Или вот: мама и дочка - ведьмы. Дочка выходит замуж, и жизнь супруга превращается в сплошной кошмар (передача под лаконичным названием «Ведьмы»).
Широко применяется «эффект присутствия» в так называемых познавательных передачах. Что-то вроде «Умелых рук» или «Сделай сам». Здесь все на научной основе. И чисто по-американски. Например, передача «Катайся с ужасом», финансируемая концерном «Дюпон», о том, как грабить пассажиров метро. Лучше это делать, как выяснилось, пораньше или попозже, когда пассажиров мало. И вот шайка мерзавцев пристает к пассажиру с ребенком. Остальные сидят тише воды, ниже травы. Вдруг один кричит; «Оставь его в покое!» Тогда из кармана извлекается нож. Короткая схватка - и безоружный человек падает замертво. Следующая передача - продолжение первой. Шайка убивает сыщика, возвращающегося домой с работы.
И так из месяца в месяц...
Есть познавательные передачи и другого типа. Недавно на голубом экране появился некий Кристофер Ллойд, агент по продаже недвижимости. Он продемонстрировал свои гастрономические вкусы: ел живых пауков, сопровождая трапезу подробными объяснениями. Оказывается, пауки, живущие в ваннах, горчат. А маленьких паучков надо предварительно раздавить пальцами, для вкуса.
Повторяем: разделение по жанрам чисто условное. В «познавательных» передачах немало «реализма», а в «реалистических», как сказали бы педагоги, большой познавательный элемент.
Есть передачи, которые вообще трудно классифицировать. Скажем, «Моя живая кукла» («Си-Би-Эс»), Один ученый создает из полиэтилена девицу с транзисторами (это познавательно), которая представляет собою образцовую любовницу, ибо делает все, что ей прикажут (а это уже типичный «реализм»).
Трудно сейчас даже догадаться, какую сногсшибательную картинку продемонстрируют завтра с помощью «эффекта присутствия». Зато легко увидеть, какую «культуру» несет в Америке великое изобретение нашего времени...
М. ЗЕНОВИЧ