May 27, 2009 15:23
Давайте рассмотрим систему образования(СО) вот с такой стороны:
По сути СО это всероссийская корпорация по оказанию услуг, которую можно отнести к историческим монополиям. Причём таких хитрых услуг, что инструментов и методов однозначно проверить их качество до сих пор не придумано. И которая основывается на двух закоренелых стереотипах - первый это то, что обязательно надо учиться в школе и ВУЗе, а второй, что знания, полученные в учреждениях СО как-то особенно помогают в жизни.
И как любая корпорация, СО заинтересована оставаться монополистом на рынке, как среднего, так и высшего образований. Для этого активно используется лоббирование различных нормативных актов, направленных на отсечение конкурентов. Но на своё развитие СО практически не обращает внимания, как неповоротливый закостенелый организм, привыкший к стабильности и считающий, что так будет всегда.
Если поместить все образовательные учреждения в абсолютно конкурентную среду, то это принесёт гораздо больше пользы обществу в целом, но нанесёт огромный урон доходам корпорации СО, как в целом, так и её руководителей в частности. И распространить конкуренцию вплоть до каждого учителя. Т.е. не назначать учителя математики пятому "Б", а позволить ученикам самим выбирать, к какому учителю они пойдут учить математику и пойдут ли вообще.
И понять, наконец, что если не удаётся разработать единую систему проверки знаний, то перевести уже оказание образовательных услуг на договорную основу. Например, заключать договор, что образовательное учреждение обязуется оказать услуги по обучению ребёнка (студента). По окончании курса\четверти\года\семестра ребёнок (студент) сдаёт какой-либо тест, но ни в коем случае не внутренний, тем же преподавателям, что его учили, а сторонних разработчиков. Как, например, сдают после обучения в автошколе. А статистику сделать открытой и тогда с достаточно большой долей правды будет видно качество образования в каждой школе или вузе.
И ещё. Саму систему требования диплома о высшем образовании тоже пора отменять. Хотя побороть богатую монополию, подкреплённую глубокими заблуждениями, ой, как не просто. Взамен спрашивать результаты специализированных тестов. Вот вы, например, при устройстве в иностранную компанию можете хоть пять дипломов о ВО по английскому принести, а возьмут того, у кого листочек от TOEFL есть. Потому что диплом означает, что вы это учили, а результат теста, что вы это знаете. Чуствуете разницу?
антисистема,
образование