Холковское городище - древнерусский город в половецкой степи

Nov 12, 2019 19:57


Территория современной Белгородской области не всегда и не полностью находилась в сфере влияния славянских народов. Лишь в середине X в. н.э., после похода Святослава на хазар, Древнерусское государство начало серьёзно претендовать на эти земли. Долгое время по территории нашей области проходила условная граница между славянским миром и миром тюркоязычных кочевников (печенеги, половцы и др.). Последние часто совершали набеги на окраины государства, грабили города и поселения, забирали пленных, что ещё больше подталкивало русских князей стабилизировать политическую ситуацию в данном регионе. Судя по письменным источниками и археологическим данным, Холковское городище играло особенную роль в осуществлении этих планов, о чём и будет рассказываться в этой статье.

1) Вид на Холковский монастырь, городище и окрестности (источник)



Одно из наиболее ранних упоминаний о Холковском городище встречено в церковных грамотах от 1620 г.:

"... Бил нам челом, Осколского уезда, Холковского городища Николской чорной поп Геласей, а сказал: на Холковское де городищо съезжаются с Дону Донские казаки и всякие люди, а храму де тут близко нет, и тут де люди помирают, а хоронити их негде, и нам бы его Николского чорного священника Геласея благословить, на Холковском городище храм Николы Чудотворца воздвигнути, и на тот храм велеть антиминс дать". (из кн. Свято-Троицкий Холковский монастырь, Монах Илия (Каунников), 2019., стр. 7).

2) Южный склон городища


Описание искусственных рвов на соседствующем с Холковским монастырём холме, а также информация о наличии кладбища на городище содержится в Курских епархиальных ведомостях кон. XIX - нач. XX вв:

"Горный кряж, идущий по правому берегу реки Оскола, достигает у сл. Холка наибольшей высоты и образует, между прочим, один высокий отрог с хорошо сохранившимися, в виде исскуственных рвов, следами бывшаго на нем сторожевого укрепления..." (Монах Илия (Каунников), 2019, стр. 9)

"...К счастью, недостаток документальных данных восполняется следующим свидетелством, имеющим цену бесспорнаго факта. Лет сорок назад (т.е. в 1860-х гг.), с восточной стороны бывшаго сторожеваго укрепления по линии наибольшаго отвеса ея, образовался широкий и глубоки обвал. Бурные потоки весенних вод и летних сильных дождей, продолжая эту разрушительную работу, вымывали много человеческих костей, принадлежавших, очевидно, нападавшим и защищавшимся".(Монах Илия (Каунников), 2019, стр. 9-10)

Сейчас памятник археологии федерального значения Холки городище-1 датируется VI - III вв. до н.э. (скифское время) и XI - XIV вв. н.э (древнерусское время). Расположен в километре к северо-западу от села Холки Чернянского района на высоком правом берегу реки Оскол. Занимает треугольный мыс, отделённый от основной части холма очень мощным рвом и валом.

3) Валы и рвы Холковского городища со спутника


Городище осмотрено С.А. Плетнёвой в 1962 году. Она сразу обратила внимание на некоторые особенности крепости, а именно присутствие некоего салтовского влияния в технологии строительства:

"Бросается в глаза три особенности: отделение небольшим валом и рвом оконечности мыса, сооружение вала по периметру городища, и ров, прокопанный на его склонах. Все эти черты не свойственны древнерусским городищам. Подавляющее большинство известных в настоящее время салтово-маяцких городищ VIII-IX вв. отличается от соседних с ними славянских именно этими особенностями. Очевидно, что в данном случае укрепления возводились потомками строителей салтовских крепостей - алано-болгарами".

4) Вид на городище с севера


Впервые раскопки были проведены в 1983 г. Г.Е. Афанасьевым, который исследовал внешнюю линию обороны городища. Им был выполнен разрез вала и выявлено три этапа в его сооружении: период РЖВ, пеньковский (в дальнейшем опровергнутый) и древнерусский.

5) Вид на городище с юга


В 1985, 1987, 1998 - 2000 гг. в Холках работали археологи А.З. Винников и Е.Ю. Кудрявцева. За несколько сезонов было раскопано 977 кв.м, а это значительная площадь памятника, поэтому результаты их работ дают нам достаточно чёткое представление о том, кто, когда и как здесь жил в древности.

Первый этап заселения относится к VI - III вв. до н.э., то есть к скифскому времени. Об этом периоде касательно нашего региона современным археологам известно довольно мало. На данный момент научное сообщество склоняется к тому, что это были не те скифы-кочевники, оставившие после себя множество богатейших курганов и др. памятников, а оседлый, более простой и малочисленный народ. Их материальная культура очень схожа, однако "местные скифы" не настолько богаты и развиты. О напряжённой обстановке во времена их пребывания на территории нашей области говорят несколько десятков городищ. Одно из них находилось здесь - недалеко от современного села Холки. Раскопки показали, что внутренний оплывший вал был сооружён именно в скифское время. На всей площади памятника встречается керамика раннего железного века, однако никаких объектов этого периода (хоз. ям, жилищ и т.п.) найдено не было. Подобные стратегически выгодные места и благоприятные природные условия всегда ценились, и как это часто бывало, через какое-то время обживались вновь.

6) Вал и ров скифского времени


Второй этап функционирования поселения относится к древнерусскому времени XI - XIV вв. н.э. При раскопках оборонительных укреплений удалось выделить две стадии строительства. В первый, домонгольский период, на культурном слое скифской эпохи с напольной стороны были поставлены крепостные стены, представляющие собой каркас из срубов шириной около 2,5 м, внутри заполненный грунтом. У основания этой дерево-земляной конструкции по мнению Г.Е. Афанасьева был установлен частокол, а на расстоянии около 6 метров с наружной стороны выкопан глубокий ров. Вдоль склона мыса также были возведены деревянные стены - удалось проследить канавку шириной 0,55 - 0,7 м и глубиной 0,35 - 0,6 м в материке, в которой, судя по всему, и стояли брёвна. Крутой склон холма с обеих сторон был исскуственно подрезан. В образовавшейся ступени тоже проходил небольшой ров, примыкающий к напольному более мощному рву.

7) Напольный вал и ров


Следующую стадию строительства археологи связывают с угрозой монгольского нашествия. На площадке между срубами и рвом был досыпан вал высотой 2,4 м из чередующихся прослоек чернозёма и меловой щебёнки. Перед самым рвом эта мощная земляная подсыпка укреплялась деревянной стеной, видимо для предотвращения сползания грунта. На самой вершине вала также была поставлена срубная конструкция, подобная той, что стояла рядом в домонгольский период. Следует сказать, что со стороны современного распаханного поля городище было дополнительно защищено лесным массивом.

8) Разрез напольного рва и вала


Раскопки внутренней части крепости дали очень богатый археологический материал. Основная масса находок типична для древнерусского времени. Довольно значительная коллекция предметов из металла характеризует быт и ремесло жителей древнего города. Тесло-мотыжка, долото, обломок топора - свидетельства развитого деревообрабатывающего промысла. Дерево, судя по всему, было основным материалом не только в строительстве, но и в быту, о чём свидельствует большое количество бронзовых оковок с заклёпками от деревянных сосудов. Принимая во внимание существовавшие здесь раньше обширные леса - это занятие вполне естественно для данного района. В этих же лесах поселенцы занимались и другим жизненно необходимым видом деятельности - охотой. Это проявляется в находках костей диких животных - медведя, кабана.

9) Находки из раскопок на Холковском городище (экспонаты СОКМ, фото А. Божко)


Неотъемлемой частью хозяйственной жизни была также река. Старое русло Оскола в древние времена располагалось в непосредственной близости к оконечности мыса городища. Многочисленные рыболовные крючки, грузила, багор для вынимания сетей - указывают на наличие рыболовного хозяйства. Е.Ю. Кудрявцева предполагает, что рыболовство было одним из основных занятий жителей городища, и даже могло носить промышленный характер.

10) Находки из раскопок на Холковском городище (экспонаты СОКМ, фото А. Божко)

Значительное количество пряслиц (31 шт.) служит признаком того, что определённое место в жизни населения также занимало прядение. Встречены пряслица, изготовленные из глины, овручского шифера, и выточенные из стенок сосудов. Последние, по мнению С.А. Плётневой, выступают характерной чертой алано-болгарских памятников. Жили здесь и ювелирные мастера - литейные формы, пинцет, тигли - их основной рабочий инструмент.

11) Бронзовая подвеска


12) Литейная форма


Наиболее массовым украшением на древнерусских поселениях являются стеклянные браслеты. За время раскопок было найдено 34 фрагмента браслетов желтого, зеленого, бирюзового, фиолетового и чёрного цветов, происходящие из Киевских и Любеческих мастерских. Их количество и разнообразие означает наличие прочных отношений с торгово-ремесленными центрами Руси.

13) Фрагмент стеклянного браслета


В культурном слое городища также встречено большое количество фрагментов бронзовых котлов, которые использовались для приготовления пищи на открытом очаге, что характерно для кочевнеческих поселений и свидетельствует о связях с половецким миром. Несмотря на то, что Холковское городище имело внушительные укрепления, предметов вооружения удалось обнаружить относительно немного - несколько наконечников копий, сулиц и стрел.

14) Предметы вооружения


Важным аспектом во время каждого полевого исследования является изучение строительных комплексов памятника. В общей сложности на городище было выявлено 16 построек, 12 из которых оказались жилыми. Остатки большинства жилых построек представляют из себя слабо углубленные в материк котлованы подпрямоугольной формы площадью 4,7 - 6,8 кв. м. В котлованах и за их пределами отмечены немногочисленные столбовые ямки. Их наземная часть, по предположению Е.Ю. Кудрявцевой, составляла приблизительно 14-20 кв. м. Примечательно, что из одной постройки происходит большое количество находок, связанных с рыболовством. Исследователи полагают, что в этом доме жил человек, который специализировался именно на этом виде промысла. Выделяются ещё две постройки. В северо-западной части одной из них в полу были прослежены два открытых очага. Такие очаги не характерны для древнерусского населения - это исключительно кочевнический обычай. На ряду с типичной керамикой XII века, на дне постройки был найден целый сосуд, по своей форме похожий на сосуды салтово-маяцкой культуры. Можно предположить, что здесь проживал этнический представитель или наследник алано-болгарских традиций. Особенность следующей постройки заключается в том, что в её заполнении были найдены обломки чугунных котлов, которые датируют её послемонгольским периодом XIII - XIV вв., в то время как все остальные жилища относят к XII - XIII вв. Строения хозяйственного характера представлены двумя погребами-хранилищами. Ещё два строения можно отнести к комплексу оборонительной системы городища.

15) Горшок салтовского облика со дна постройки


Е.Ю. Кудрявцева делает некоторые выводы насчёт планировки города:

"В размещении строительных комплексов на исследованной площади городища наблюдается определённая закономерность. Все они расположены ближе к склонам - северному и южному. По середине остаётся широкая полоса, свободная от каких либо сооружений. Наблюдаемая лакуна в застройке хорошо соотносится с въездом на городище и, по-видимому, является улицей, направленной к стрелке мыса. В расположении жилищ относительно друг друга такжесуществует система. Помимо стабильной ориентировки, между постройками равномерно выдержано расстояние. Можно отметить некоторую сгруппированность построек: одну группу составляют постройки № 3, № 4, № 7, № 8, другую - постройки № 9, № 10, № 11 и третью - постройки № 15, № 16. К ним примыкают хозяйственные ямы. Если предположить, что каждое из этих объединений составляло двор, тогда хорошо прослеживается ряд застройки. Подобная планировочная структура характерна для многих древнерусских укрепленных поселений XII-XIII вв., на которых жили малыми семьями, ведущими индивидуальное хозяйство".

Среди большой керамической коллекции с Холковского городища был выделен определённый тип посуды, форма которой очень напоминает сосуды лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры. Примесь речного песка и органики в тесте даёт основание говорить о наследовании традиций в производстве керамики жителями города от алано-болгар.

16) Река Оскол в районе Холок


Во время разведки С.А. Плетнёвой на Холковском городище был обнаружен могильник. В осыпях одного из склонов найдены человеческие кости и украшения, которые клали умершим в могилы. А.З. Винников и Е.Ю. Кудряцева заложили на этом месте раскоп, в котором было изучено 9 могил. Семь захоронений типичны для древнерусского времени - трупоположение в яме без какого-либо погребального инвентаря с ориентировкой в западный сектор. Одно захоронение, напротив, выделяется наличием необычного набора вещей. В ногах умершего стоял горшок древнерусского облика, заполненный воском, и пара массивных восковых свечей (погр. 6). Вплотную к этому захоронению примыкало ещё одно необычное погребение мужчины, лежащего скорченно на боку. Здесь снова прослеживаются кочевнические традиции, хотя и хоронили в этой позе обычно женщин.

17) Погребения



18) Восковые свечи из погребения (экспонаты СОКМ, фото А. Божко)


Таким образом, в процессе раскопок выяснено, что наиболее интенсивно Холковское городище функционировало в древнерусское время. Наряду с типично древнерусскими находками, на памятнике встречено достаточно много признаков кочевнического влияния. Дело в том, что Холковское городище находилось даже не на границе, а уже непосредственно на территории, где проживали другие народы и культуры. Разведками Волоконовского краеведа А.Г. Николаенко недалеко от Холковского городища было открыто несколько поселений салтово-маяцкой культуры. Более того, у села Ездочное им же был раскопан салтовский металлургический комплекс. На момент существования Холковского городища салтово-маяцкая культура уже прекратила своё существование и остатки населения были ассимилированы древренерусскими переселенцами.

19) Тигель сыродутного горна из раскопок ПДМ у села Ездочное (экспонаты БГИКМ)


Если взглянуть на карту распространения половецких каменных изваяний, мы заметим, что они почти вплотную подходят к городищу с юга. Как известно половцы оставляли "каменных баб" только в местах своих постоянных кочевий.

20) Карта древнерусских городов и распространения половецких каменных изваяний по М.В. Цыбину


Типично половецкие вещи попали в обиход к жителям самого городища - это бронзовые котлы для приготовления пищи. Древнерусские же поселения в ближайшей округе отсутствуют. Аналогичное укреплённое поселение - Крапивенское городище, находится в 80 км по прямой от Холковского. Это слишком большое расстояние для того, чтобы как-то контролировать пространство между ними. Потому о какой-либо чёткой границе государства в то время, да и о пограничных функциях этих крепостей говорить не приходится. Исследователи сходятся во мнении, что жители Холковского городища вряд ли занимались теми видами хозяйства, для которых требовалось длительное пребывание за территорией укреплений - ведь не найдено предметов, связываемых с животноводством и земледелием. Также у городища отсутствует посад, а кладбище находится в пределах оборонительных сооружений. Это даёт основание полагать, что жители города хоть и имели выгодные связи с кочевниками, но всё-таки чувствовали определённую угрозу, исходящую от соседей. Археологические находки свидетельствуют о присутствии на городище людей хорошо вооруженных, связанных с военным делом. Однако этого не достаточно, чтобы в случае опасности сдержать напор многочисленных половецких орд и эффективно защитить Древнерусское государство. У Холковского городища была иная роль.

21) Половецкий бронзовый котёл (экспонат СОКМ, фото А. Божко)


Исследователи склоняются к выводу, что Холковское городище являлось опорным пунктом, переводя на современный язык - военной базой, для борьбы крепнувшей Древней Руси с южными конкурентами. В её задачу входило наблюдение за степью, передача сигналов об опасности в глубь территории и оказание помощи русским дружинам на пути их продвижения в степь. Подтверждение этому содержится и в Повести временных лет. В её Ипатьевском варианте описан поход князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. По мнению С.А. Плетнёвой, именно у Холковского городища встретились дружины Игоря и его брата Всеволода, после чего отправились вниз по Осколу в самую гущу половецких кочевий.

В.П. Загоровский, ссылаясь на Ярлык Крымского хана Менгли-Гирея за 1507 г. великому Литовскому князю Сигизмунду, сделал предположение, касающееся исторического названия Холковского городища. Как бы это странно не выглядело, но в тексте ярлыка хан даёт литовским князьям право распоряжаться многими русскими городами, в числе которых упоминается и некий Оскол:

"Ино, потомужъ, Литовскоъ земли великій князь Казимиръ, братъ нашъ, зъ Литовскими князи и паны просили нась; и мы ихъ прозбу ухваливъ... какъ насъ Богъ на столцы отца нашого посадилъ: ино што великіи цари, дяды наши, и великій царь отецъ нашъ...дали потомужъ: ...Мужечъ, Осколъ, Стародубъ и Брянескъ, со, всими ихъ выходы и данми и зъ землями и водами..."

В.П. Загоровский по этому поводу пишет:

"Ни со Старым Осколом‚ ни с Новым Осколом сопоставить «Оскол» ханского ярлыка нельзя. И Старый Оскол в 1596 г.‚ и Новый Оскол в 1647 г., как свидетельствуют документы, были основаны на новых местах, а не на прежних городищах. Наиболее вероятным местом древнерусского г. Оскола представляется так называемое Холкинское городище в Белгородской области, расположенное севернее современного г. Нового Оскола, на правом берегу р. Оскол".

А.З. Винников поддерживает эту версию:

"Последующий период (вторая половина XIII - XIV вв.) в истории поселений на месте городища Холки связывается В.П. Загоровским с городом Осколом, упоминаемым в документах начала XVI в. Именно с этим городом связаны, видимо, второй этап в сооружении первой линии укреплений, отдельные находки и некоторые типы керамики".

Но более раннее упоминание Оскола находится в документе "Список городов Свидригайло", датированном 1432 годом.

22) Список городов Свидригайло


Как известно, современный Старый Оскол изначально назывался Осколом, однако был основан значительно позже - в 1593-1596 гг. Холковское городище очень хорошо подходит на роль того средневекого Оскола, упоминаемого в вышеприведенных документах. Но доживает ли оно до времён, указанных в Списке и Ярлыке? Отдельные находки (обломки чугунных котлов из постройки) и некоторые типы керамики (13% от общего числа керамики датируется XIV - XV вв.) свидетельствуют о продолжении жизни на памятнике в послемонгольский период. Тогда, возможно, и в описанном в Ипатьевской летописи походе Игоря на половцев Оскол упоминается не как река, а как город?

"И то рекъ, перебреде Донець и тако прииде ко Осколу, и жде два дни брата своего Всеволода".

Пока что это только предположения. В начале XVII века от некогда мощного древнерусского города остались лишь валы и рвы, но даже они впечатлили окрестных жителей настолько, что возникшее в том районе село в начале своего существования так и было названо - Холковское городище.

"От царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси, в Оскольский уезд в Орлитцкой стан в Холковское городище на речке на Осколе вверх по реке по Холку по правой стороне до Долекова плеса по крутой боярак, что вышел из Холковского лесу, что ныне то Холковское городище за Холковским монастырем в вотчине, всем крестьянам, которые в том городище живут. Строителя Варсонофия ж з братьею и вперед которые по ним игумены и строители будут, служили, пашню на них пахали и доход им вотчинников платили".

Сейчас сложно представить, что испытывало на себе выдвинутое в чуждую степь поселение. Не являясь городом в широком понимании, с раскинувшимися вокруг посадами и ремесленными комплексами, его материальные следы тем не менее указывают на полноценную городскую жизнь. Довольно продолжительный промежуток времени его жители поддерживают хозяйственную деятельность, торговые отношения, занимаются различными промыслами, но лишь в объёмах, необходимых для удовлетворения собственных нужд. Недостатки самообеспечения решаются налаживанием контактов извне - так на городище попадают скорлупки миндаля, раковины каури, фрагменты украшений, амфор. Регулярные связи с другими княжествами проявляются в находках определённых предметов, которые поселенцы явно не могли производить своими силами. Как уже неоднократно указывалось, Холковское городище часто упоминается именно в качестве военной крепости, где был вынужден обособленно проживать небольшой гарнизон. Нам также кажется уместным назвать его эдакой древнерусской провинцией, сохранившей все черты общей материальной культуры, и ушедшей на периферию с глобальной целью. В контексте внешней политики такой целью является закрепление позиций в новом регионе, и урегулирование тем самым половецкого вопроса. Стоит отметить, что не только русские поселения перенимали какие-то инокультурные черты - на пограничье наблюдалось взаимное влияние оседлой культуры и кочевничества. Само расселение в окраинных землях обеспечивало присутствие тут княжеской власти, и постепенно подчиняло своим интересам политику половецких ханов. Активные межэтнические контакты тоже способствовали формированию лояльных взаимоотношений между Древней Русью и степью. Приход сюда древнерусского населения на фоне феодальной раздробленности, несомненно был инициирован политической верхушкой. Хоть и нет никаких письменных подтверждений о намеренном создании крепостей в тот период истории, одиноко стоящее городище на реке Оскол не могло возникнуть без участия государства. Ведь невозможно, причём дважды, возвести укрепления без организации рабочих сил и привлечения специалистов. Освоение степного пространства, помимо интенсивной жизнедеятельности, подразумевает и готовность к военным конфликтам. Доказательством этого являются фортификационные сооружения, которые исследователи даже называют образцом русского оборонного зодчества. Но в этом смысле на наш взгляд неоднозначным представляется, например, отсутствие того же колодца на случай осады, или тайного хода из крепости. Никем до конца не проработан вопрос по какой причине обитатели были вынуждены всё-таки покинуть столь обжитое место.

23) Макет Холковской крепости (экспонат ЧРКМ)


Среднековый город Оскол, с которым городище в Холках отождествляет ряд исследователей, совершенно точно утрачивает своё имя к кон. XVI в. Несмотря на то, что в это время он ещё фигурирует в документах, в реальности город вероятнее всего был давным давно заброшен. Этот факт подтверждается и археологически - материалов позднего средневековья и нового времени при раскопках у села Холки не обнаружено. Но что примечательно, городище, как один из бывших ключевых пунктов юго-востока Руси, не утратило своего значения, и по-прежнему продолжало служить важным географическим ориентиром.

Список литературы:

1) "Древнерусско-половецкое пограничье в лесостепном Подонье. Вторая половина XII - первая треть XIII вв." диссертация,  Кудрявцева Е.Ю., 2000 г.
2) "Городище Холки на юго-восточной окраине Древнерусского государства", Винников А.З., Кудрявцева Е.Ю., 1998 г.
3) "Свято-Троицкий Холковский монастырь", Монах Илия (Каунников), 2019 г.
4) "Дорогами тысячелетий", Винников А.З., Синюк А.Т., 2003 г.
5) "О юго-восточной окраине русских земель в домонгольское время", Плетнева С.А., 1964 г.
6) "Исследования и заметки по исторической географии центрального черноземья в XVI веке", Загоровский В.П., 1989 г.
7) "Список городов Свидригайла. Датировка и публикация" (Древняя Русь. Вопросы медиевистики № 4) Полехов С.В., 2014 г.
8) "Курский край. Порубежье. Курский край в XVII в.", Зорин А.В., Раздорский А.И., 2001 г.
9) "Акты, относящиеся к истории Западной России" Том второй., 1848 г.

#древняя русь, #белгород, #белгородская область, #археология, #холки, #скифы

Previous post Next post
Up