Продолжаю ознакомление с нуаром. Фильм "Третий человек", в отличие от недавного просмотренного
"Бульвара Сансет" , - вполне традиционный для этого направления детективный триллер.
Действие разворачивается в послевоеной оккупированной Вене, разделенной на зоны ответственности войсками четырех союзных держав. Послевоенная разруха, нищета населения, множество беженцев - все это способствует всякого рода незаконной и полу-законной деятельности и привлекает проходимцев всех мастей, а растущая напряженность между западными и восточными союзниками отнюдь не помогает эффективным действиям международной военной полиции...
Американский писатель приключенческих бульварных романов приезжает в Вену навестить своего старого друга, которого не видел с начала войны. Однако, вскоре после приезда он узнает, что друг его недавно погиб при крайне подозрительных обстоятельствах. Пытаясь прояснить непонятные детали, герой привлекает к себе внимание как местных "темных личностей", так и начальника полиции британского сектора - покойный приятель писателя был явно замешан в каких-то нечистых делах.
Этот английский нуар, снятый по роману Грэма Грина, вполне по праву считается классикой жанра. Отличные актеры (особенно запоминается исключительно мерзкий и циничный герой Орсона Уэллса, не лишенный при том некоторого обаяния), крайне густая атмосфера тревоги, паранойи и недоверия, гениальная игра со светом в некоторых сценах, и, наконец, просто великий, на мой взгляд, диалог на колесе обозрения, из которого мне врезалась в память эта фраза:
"В Италии были бесконечные гражданские войны, междуусобицы и иностранные вторжения на протяжении сотен лет - и они создали Ренессанс, великую литературу, музыку и живопись. В Швейцарии было 500 лет демократии, мира и процветания. И знаешь, что они создали за это время? Часы с кукушкой."