Посмотрел мощнейший постапокалиптический фильм «Snowpiercer», по жанру представляющий из себя эдакую социально-политическую притчу, которая завернута в оболочку фантастики. Основой для сюжета послужил некий французский комикс, режиссировал фильм южнокореец, производство велось интернациональной командой, а идеи, затронутые картиной - абсолютно универсальные, понятные каждому, и затрагивающие всю нашу современную цивилизацию.
Завязка обозначена несколькими фразами - не стоит ее критиковать с точки зрения логики, просто принимайте как данность. «Итак, наступило будущее». Для борьбы с глобальным потеплением, силами крупнейших мировых держав в атмосфере было распылено некое охлаждающее вещество, которое сработало слишком эффективно - попросту заморозив планету до состояния одной большой Антарктики. Человечество (а может и органическая жизнь как таковая) сохранилось только на борту гигантского высокотехнологичного поезда, который непрерывно колесит по системе рельс, опоясывающих весь земной шар, черпая энергию из вечного двигателя. Там, в этих вагонах, образовалась своего рода цивилизация в миниатюре, с классовым расслоением на основе занимаемых мест: экипаж и пассажиры головных вагонов стали элитой, пассажиры второго и третьего класса превратились в рядовых обывателей и обслуживающий персонал, ну а беженцы, набившиеся в хвостовые товарные вагоны - заняли нишу социального дна, бесправного пролетариата, обреченного вечно влачить голодное существование в тюремных условиях. За почти два десятилетия низшие классы не раз восставали, но все бунты жестоко подавлялись охраной состава. Сюжет картины начинается с очередной попытки «хвостовиков» изменить несправедливый, по их мнению, порядок, прорвавшись в головной вагон и захватив управление локомотивом.
Не покривив душой скажу, что это, пожалуй, один из наиболее впечатливших меня фильмов за последнее время. Тот случай, когда идейное наполнение картины и ее стиль значат гораздо больше, чем любые сюжетно-логические неувязки, которых здесь на самом деле масса. Любым критиканам на тему «так нибываит!!1!1» плюйте смело в лицо и сбрасывайте их с поезда. =) Ибо кино - вовсе не про выживаемость замкнутой системы и не про существование после общемировой катастрофы. Показана в нем самая что ни на есть наша нынешняя действительность, наш социум, и в предельно гротескном виде изображены глобальные проблемы.
Да, аллегория. Кому не нравится сей жанр - проходите мимо. Снято, между тем, практически идеально. Дизайн разных вагонов, всякие необычные, страшные, а местами просто сюрреалистические детали жизни разных классов общества (все они, опять-таки, отражают какие-то аспекты реальности), колоритные персонажи. В частности, Эд Харрис и Джон Хёрт, воплотившие на экране по сути две половинки одного образа. Совершенно офигенная Тильда Суинтон, сыгравшая, пожалуй, одного из мерзейших персонажей на моей памяти - эдакое воплощение верноподданного чиновничества и подобострастного духовенства в одном лице. Кэп Америка Крис Эванс в роли главного революционера особых эмоций не вызвал, но просто достойно справился - как и все остальные. Претензий не могу предъявить вообще практически ни к чему. Особенно впечатлили такие эпизоды, как прорыв через караульное помещение в начале, сражение с солдатами в тоннеле, и проход через аквариумы, оранжереи, склады, салоны первого класса... Ну а самая страшная сцена, как по мне - это школьный вагон, где молодое поколение сызмальства индоктринируют идеями о том, что такой порядок не просто идеален, а является единственно возможным, и другой жизни просто нет.
Суровое, жестокое кино, без соплей. А также без простых рецептов, без универсальных ответов и без деления людей на «плохих» и «хороших». Вот такая ситуация, вот как она может развиваться, и вот к чему это может привести. А дальше уж думайте сами - чай, не маленькие. Именно поэтому идею фильма нельзя назвать "социалистической", а вот «анти-капиталистической» - вполне. Темы классового расслоения, неравенства и революции как сложного и неоднозначного явления - раскрыты отлично.
P.S. А напоследок выложу-ка я тут чудесный канадский мультик, который иллюстрирует примерно ту же мысль в более легковесном стиле и менее чем за 10 минут.
Click to view