Вот бывает так, что попадаешь на отличное кино совершенно случайно. Черно-белая «дорожная драма» производства СФРЮ оказалась на самом деле оглушительной мощи триллером, достойным стоять рядом с лучшими мировыми образцами. Причем форма подачи сюжета исключительно оригинальная, особенно для той эпохи. Буквально с первых минут фильма нам рассказывают в скупом стиле газетного репортажа обо всех событиях этой истории и о том, как она закончится. Закончится она автокатастрофой на 148-м километре трассы Загреб-Белград: автобус столкнется с грузовиком, и восемь человек погибнут, а водитель легковой машины, вызвавшей аварию (первые символы госномера H8…), скроется с места происшествия.
А дальше - начинается непосредственно кино: зритель постепенно узнает все больше информации о пассажирах, об их характерах и биографиях, об их повседневных заботах и маленьких трагедиях. Вот они садятся в автобус, разговаривают о пустяках, заводят случайные знакомства, кто-то скандалит с занявшим чужое место соседом, кто-то нетерпеливо дожидается остановки, чтобы хряпнуть водки, кого-то и в поездке не отпускает работа. Иностранец изучает хорватский язык, общаясь с попутчиками, а паренек отчаянно старается закадрить симпатичную девушку, а солдат едет в отпуск к беременной жене, а воришка приглядывается к ценным вещам соседей, а молодая мать баюкает младенца, а циничный актер вяло пытается троллить окружающих… и так далее.
А тем временем, из пункта Б в пункт А уже выехал грузовик с полным кузовом стального проката, и в его кабине тоже сидят люди со своими судьбами, мыслями и планами. И где-то (да, собственно, уже известно, где именно) эти две точки на карте встретятся, и население страны сократится на восемь человек.
Нам с самого начала известен маршрут, известно точное время происшествия, известно, что кто-то покинул автобус на одной из остановок, а кто-то пересаживался с места на место во время движения. И еще нам достоверно известно, пассажиры каких мест погибнут, но мы не знаем, кто из уже знакомых персонажей эти места будет занимать в момент катастрофы. Кому суждено жить, а кому умереть? Это и есть основная интрига, держащая в напряжении до последних мгновений. Ничего подобного по композиции я лично не припоминаю среди известных мне кинофильмов.
"Сейчас 20:33, 14 апреля 1957 года. Через 18 секунд 8 людей уже не будет в живых... Иосиф Барач, водитель. Невен Шестан, школьник. Иван Вукелич, служащий. Мария Томашич, домохозяйка. Мишо Петрович, военнослужащий. Альма Новак, студентка консерватории. Рудольф Кнез, водитель. И Франьо Розич, род занятий неизвестен. Через несколько часов в газетах напишут: "Смерть на дороге. Восемь человек погибли и несколько ранены". И будут приведены их имена. Но никто не напишет об одном пожилом человеке, в одночасье превратившемся в старика. И о молодом человеке, который уже никогда не сможет поблагодарить девушку, ради которой он покинул своё место, что и спасло ему жизнь. И о бывшем актёре, который забыл, что убивать позволено только на сцене... И об одном отце, который не успел объяснить своему сыну что-то очень важное... И об одном муже, который всё повторял: "Доктор, неужели вы ампутируете ей ногу?" И о ребёнке, который напишет: "Дорогой воспитатель, я возвращаюсь. Мой папа погиб в аварии..." И о разрушенной жизни человека, который упустил свой последний шанс... И о троих детях, отцу которых не помог их талисман. И о совести одного труса, которая в нём так никогда и не проснулась. И о многих несбывшихся надеждах, рухнувших планах... И о многом другом..."
Фильм посвящается неизвестному водителю неизвестного автомобиля, который, послужив причиной аварии, продолжил свой путь и даже не оглянулся.