Вторая после «
Планеты смерти» книга из цикла про Язона ДинАльта. На сей раз почти никак не связанная с адской планетой Пирр, но почти столь же динамичная и насыщенная приключениями. Никакой экспозиции, ноль рассусоливания: уже на третьей что ли странице Язона похищает галактический фанатик-моралист и везет отдавать под суд за его страшшные-ужасные преступления против священной частной собственности и богоданного уклада. Но наш герой не так-то прост, и в результате спровоцированного крушения космолета он вместе со своим врагом оказывается на деградировавшей варварской планете, где потомки первых колонистов влачат жалкое существование разной степени примитивности. Без средств связи, оружия и прочих благ цивилизации, оба сразу попадают в рабство к аборигенам, и тут бы и сказочке через какое-то время конец… Но космический авантюрист вновь не унывает и начинает действовать, вооруженный лишь своим интеллектом и неукротимым стремлением выжить.
Роман короткий и состоит из почти безостановочного действия. Даже быстрее, чем в первой части - тут какие-либо интермедии практически отсутствуют, во всяком случае мне так показалось. Ключевым элементом сюжета является прогрессорство и перемещения горемычных попаданцев по социально-историческим формациям, от примитивного неолитического рабовладения до развитого феодализма с техническими элементами более поздних эпох. При этом, за простеньким приключаловом кроются кое-какие авторские мыслишки об общественном устройстве и принципах развития цивилизации. Местами довольно неоднозначные - например, кровавая всемирная война с перспективой объединения микрогосударств в одну планетарную империю, походя объявляется устами главного героя объективным благом, которое необходимо всячески приближать, и пофиг сколько там людишек перережут в процессе. Но вполне возможно, я путаю здесь мысли автора с мыслями морально-серого персонажа (мошенника, плута и эгоиста), так что не буду делать выводов. Есть и вопросы без ответов: типа, стоит ли навязывать или проповедовать свою мораль в обществе, которое является абсолютно аморальным (с твоей точки зрения) и имеет ли смысл освобождать рабов, которые не только не хотят этого, но и не знают самой концепции свободы.
А вот главный антагонист Майк (в оригинале Micah) выведен очень уж карикатурным и двумерным. Максимально тупорылый, упоротый и упертый персонаж с элайнментом lawful stupid. Понятно, что это по всей видимости карикатура на определенные неприятные автору типажи, но я не очень люблю такую прямолинейность. Кроме того, изрядный кусок текста посвящен сравнению понятий «этос» и «этика», происходящих, как известно, из одного корня, но означающих существенно разные вещи.
В целом же, я прочитал книгу с огромным удовольствием - приключенческая фантастика здорового человека, золотой фонд жанра.
Еще несколько ретро-обложек:
А вот тут есть англотекст с неплохими ч/б иллюстрациями:
https://www.gutenberg.org/files/30964/30964-h/30964-h.htm