Любопытное ответвление от
основного цикла - средних размеров повесть и несколько косвенно прилегающих к ней маленьких рассказиков, действие которых происходит в далеком будущем описанного ранее фэнтези-мира. В центре истории хорошо уже знакомая нам эльфийка Вэлрия, но уже на склоне своей многовековой и богатой событиями жизни.
Рассказы представляются совершенно необязательным чтивом, некоторые вообще выглядят как виньетки/зарисовки, потому перечислять их отдельно здесь не буду. «Холодное солнце» интереснее - читал его онгоингом по мере выкладки автором. Это такой своеобразный скандинавский нуар в декорациях городского фэнтези. От первого взят мрачно-пасмурный настрой, повышенная степень гримдарка и заявка на больший реализм (понятно, что с изрядными оговорками). От второго - тема фэнтезийного мира, где технологический уровень дорос до примерно XX века. Естественно, есть некая художественная условность, которую использует 90% авторов, пишущих о вымышленных вселенных: прямое копирование всяческих бытовых, культурных, и прочих реалий с единственного известного нам мира. Ну т.е. антуражем является вполне узнаваемая Швеция/Норвегия 1960х-70х годов, только с альтернативной топонимикой и небольшими фантастическими допущениями - как то: присутствие эльфов и наличие слабо-выраженной магии, которая после событий основных произведений цикла на протяжении столетий угасала (с тенденцией к полному исчезновению).
Главная героиня, перепробовавшая едва ли не все возможные жизненные пути и ветки прокачки статов, ныне работает научным консультантом и иногда частным детективом в столице небольшой северной страны. Впрочем, даже не ради денег, а скорее так, для души («был бы я царем, я б еще немножечко шил...»). Тут знакомые из ментуры ее подключают к необычному делу - в городе происходит серия похищений и ритуализированных убийств детей, орудует то ли маньяк, то ли целая банда демонопоклонников. А недавно еще и мелкого эльфёнка украли, что вообще дичайший ахтунг и повод для дипломатического скандала. Как водится в таких историях, в действительности все окажется не так, как на самом деле, а в расследовании главное не выйти на самих себя.
Можно безусловно похвалить за наличие каких-то более серьезных тем, чем традиционное приключалово. В частности, тема сверхдолголетия (де-факто бессмертия по человеческим меркам) причем в динамично-меняющемся мире вместо затяжного/вечного средневековья, каковым являются наиболее известные сеттинги меча и магии. С социальной и психологической точки зрения. Экшен, впрочем, тоже есть в достаточном количестве. Детективная интрига достаточно интересная. Присутствует несколько повышенный уровень жестокости и натуралистичности по сравнению с предшествующими вещами автора (по привычным мне меркам - довольно-таки средний, но я ужасы читаю обычно, так что это не показатель).
Это последняя история про Вэлрию хронологически, но возможно не последняя в принципе. Образ и характер персонажа в молодости и в зрелости/старости (оба понятия для квази-бессмертных существ весьма условны) достаточно сильно отличаются, что отдельный большой плюс. Повесть мне понравилась в целом. Читать ее совсем отдельно от цикла - наверное, все же не советовал бы, хотя возможен и такой вариант. Книжка все-таки изобилует отсылками к предшествующим событиям, которые будут не вполне понятны.