Не только Конан

Dec 27, 2023 09:20

Попался мне сборник Говарда, где опубликованы некоторые его рассказы, не относящиеся к конине и другим крупным циклам (Соломон Кейн, Кулл и т.д.). В основном хоррор и мистика. Издано в лавкрафтовской серии, что и понятно - Р.И.Г. с Г.Ф.Л. долгое время дружили по переписке, и активно делились идеями. Хотя трудно назвать более непохожих по духу авторов, но это лишь на первый взгляд. Кстати, у издательства «Феникс» вышел в 2022-2023 отличный восьмитомник Лавкрафта и смежных авторов (там также есть Дерлет, Бирс, Мейчен, и кто-то еще), с иллюстрациями и всяким таким прочим. Еще есть в наличии, можно приобрести, если кому надо. Ну а пока - Говард. Первая часть его страшных и ужасных историй. Не знаю, стоит ли вводить нумерацию, ибо и так уже довольно много у меня в этом блоге ongoing серийных заметок такого плана (про Лаймона, про По, про ту же конину говардовскую...). Потом поглядим.

Про самый известный ужастик автора, "Голуби ада", я писал в прошлом году.

Первым в сборнике идет пара рассказов, объединенных общим героем - и это самый первый герой Говарда, попавший в печать в середине 1920х. Таковым стал некий Де Монтур, нормандец с интересной биографией.



«В лесу Виллефэр / Случай в Вильферском лесу / In the Forest of Villefère»
Первая история очень короткая. Рассказчик повествует о том, как путешествовал по лесной дороге однажды темной ночью, и встретил там одного необычного человека. Дело происходит в неспокойное время где-то в XVII веке, леса кишат разбойниками, но герой храбр и вооружен, и одинокого попутчика не боится. Хотя, быть может, и следовало бы: ведь обычные злодеи - далеко не самое страшное, что можно повстречать в чаще леса, когда восходит полная луна…
Рассказ очень недурной, с сочной атмосферой, но ему сильно вредит малый объем, низводящий произведение до уровня короткой зарисовки. Не даром зачастую он используется лишь как пролог к следующему рассказу.


«Волкоглав / Wolfshead»
Если первую историю рассказывал сам Де Монтур, то здесь у нас меняется рассказчик. Некий безымянный персонаж сообщает, что прибыл по приглашению своего друга, португальского магната, в его замок на африканском берегу, где присутствуют также еще несколько гостей, среди которых и Де Монтур, герой «Случая в Вильферском лесу». И тут начинаются загадочные убийства, как в округе, так и в самом замке.
Очень эффектная завязка:
«Страх? Прошу прощения, господа, но подлинное значение этого слова вам неизвестно. Нет-нет, я останусь при своем мнении. Вы - солдаты, искатели приключений. Вы знаете, как наступают полки драгун, как неистовствует овеваемое ветром море. Но страх - настоящий, пробирающий до мурашек, ужасающий страх - вам неведом. А вот мне довелось познать это запредельное чувство, и вряд ли кто-то еще изведает подобный ужас, покуда легионы тьмы не хлынут из адских врат и мировой пожар не поглотит всех нас. Я расскажу вам эту историю, ибо это было много лет назад и на другом конце света, к тому же никто из вас никогда не видел человека, о котором я вам рассказываю. Не видел - и не увидит, и не узнает.»

И не менее интересный антураж. Форт на африканском побережье, в окружении неспокойных туземных племен, да и внутри его творятся какие-то нехорошие дела, причем сразу несколько действующих лиц таят страшные тайны и несут угрозу для окружающих. Эдакая смесь приключений, мистики и детектива. Разве что развязка показалась мне несколько надуманной, какого-то мощного финала недоставало. Да и многие персонажи остались не раскрытыми - но тут уж виной формат короткого рассказа. На таком материале можно было бы с легостью и полноценный роман развернуть при желании. Очевидно, Говард такой цели перед собой не ставил.




«Змея из ночного кошмара / Гадина из сна / The Dream Snake»
Подвыпивший постоялец трактира рассказывает другим гостям о терзающих его уже много лет странных повторяющихся кошмарах. На удивление детальных снах, где он живет чьей-то жизнью на другом конце света, и в каждом сне сталкивается с угрозой в виде огромной змеи, норовящей его погубить. А бежать от твари некуда - ведь всякий раз он оказывается в уединенной хижине на холме посреди саванны. И в каждом следующем кошмаре тварь подбирается к нему все ближе и ближе, и даже думать страшно, что будет, если в одном из грядующих снов она настигнет свою жертву.
Говард боялся змей. Это известный факт. Свою фобию он вероятно осознавал, и потому пытался неким образом прорабатывать, излагая в творчестве. Стоит вспомнить только, какое количество злодеев в «Конане» имеет змеиные мотивы или использует настоящих пресмыкающихся в своей магии или мерзких ритуалах. Тут змея особенно здоровенная и страшная. Но я змей не боюсь и считаю даже симпатичными, так что не вполне проникся. :) Рассказ сам по себе довольно банален - думаю, даже в 1920х тема «кошмаров, убивающих наяву» была уже далеко не новой.

«Поверженный / Человек на земле / The Man on the Ground»
Очередной паранормальный вестерн из журнала Weird Tales. Два суровых ковбоя ведут долгую и непримиримую вражду, причем оба уже не помнят толком, из-за чего она началась. Но ненавидят друг друга яростно, и при малейшей возможности пытаются замочить с особым цинизмом, много раз уже пытались, но пока ни одному из них удача не сопутствовала. И вот судьба сводит их в последнем и решающем противостоянии под палящим солнцем среди сухих кустарников и валунов. Кто выйдет победителем, а кто навсегда останется лежать на земле? Из неожиданных ассоциаций: общая концепция истории немного напомнила довольно известную короткометражку «Пути ненависти».




«Ужас из кургана / The Horror From the Mound»
Матерый техасский ковбой от безденежья решил заняться несвойственным ему ремеслом - земледелием. Получилось неважно, погода подкачала, урожай почти весь погиб, и на следующий год он уже собирается не продлевать аренду, вернувшись к вольной жизни скотовода. И тут, под конец сезона, встречается ему сосед, пожилой мексиканец, который почему-то испытывает суеверный ужас перед старинным индейским курганом, что стоит на границе их участков. Это лишь сильнее воспламеняет любопытство героя, и он твердо нацеливается раскопать холм, узнав, что же там лежит такое интересное.
Ужастик простой, в меру эффектный. Эмоции героя переданы хорошо, и у Говарда вообще получалось описывать крутых мужиков, которым от столкновения со зловещими НЁХ становится страшно до усрачки, но они свой страх героически превозмогают, потому что деваться особо некуда. Рассказ считается одним из первых, если не самым первым «вампирским вестерном» в массовой культуре. Вампир - звероподобный, ближе к графу Орлоку (Носферату), чем к графу Дракуле, но вместе с тем довольно злокозненный.



robert ervin howard, книжки, хоррор

Previous post Next post
Up