«Людоеды Замбулы / The Man-Eaters of Zamboula» Альтернативное название: «Ночные тени Замбулы / Shadows in Zamboula». Конан отдыхает после очередных подвигов в восточном городе, который называется Замбула и населен множеством разных племен и народов. Проиграв в азартные игры все деньги (уже в который раз), варвар снимает комнату в самом дешевом постоялом дворе у мутного дельца Арама Бакша. На улице-то ночевать стремновато - на ночь в том городе все двери и окна задраивают накрепко, а по улицам передвигаются исключительно крупными вооруженными группами. А кто этими правилами пренебрег - про тех никто больше не слышал. Впрочем, и в помещениях не всегда безопасно, и Конану вскоре предстоит узнать, почему в этом клоповнике настолько дешевые нумера, а постояльцев немного…
Ну а дальше - приключения по нарастающей. Хотя история довольно компактная по месту и времени (одна ночь и один город), но содержит все непременные аспекты хорошего приключения Конана: кровожадные монстры и злобные головорезы, голая девица в беде, коварный колдун, интриги аристократов и мерзкие ритуалы омерзительных богов. В этом рассказе Конан вновь проявляет себя как весьма суровый парень, способный на изощренную жестокость в отношении своих обидчиков - и это очень органично смотрится для данного персонажа. А, и еще у него помимо боевых навыков еще и навык воровства, а также общая хитрожопость неплохо прокачаны, если кто забыл - что тоже сыграет.
«Железный демон / The Devil in Iron» Это история из времен, когда Конан был гетманом банды козаков (да-да, у кого были “мунганы” в переводе - не удивляйтесь, я уже упоминал об этом ранее), которые промышляют разбоем на равнинах Гиркании и Турана, у берегов Вилаетского внутреннего моря. Туранский наместник провинции опасается, что царь Езигерд может его и укоротить на голову за некомпетентность в отражении набегов. Потому составляется коварный хитрый план - заманить вожака казаков на пустынный остров у побережья, воспользовавшись его падкостью на сочных барышень, для чего немедленно извлекли из гарема свежезахваченную в рабство немедийскую аристократку. Не учли двух вещей: - Пытаться Конана победить небольшим отрядом - земля вам пухом, братишки! Это всем genre savvy персонажам должно быть известно, ну. - На острове окажется нечто такое, что заставит все их (и Конана) планы пойти прахом в одно мгновение. Нечто настолько древнее, и могущественное, и непредставимое человеческому разуму, что… “Не надо вскрывать эту тему, ребята!”
В этом рассказе, как мне показалось, происходит одно из немногих соприкосновений мира Хайбории Говарда со вселенной другого Говарда, который Лавкрафт. Отсылочек несколько - не самых очевидных, но вполне заметных. Ну и некая хоррор-атмосфера выдержана в сценах исследования необычных руин древнего города со странными обитателями. Конан на сей раз проявляет себя как довольно тупая гора мышц, но это нормально - даже у самого Говарда периодически встречаются непоследовательности в описаниях главгероя от произведения к произведению, не говоря уж о последователях. Особенности жанра. Антагонисты довольно унылые при этом, да и девица в беде - тоже очень схематичная.
Нормальных иллюстраций не нашел, вот вам что-то вальехоподобное.