Аккурат к 23 февраля досмотрел сериал про одного из главных ответственных за сей праздник. 8-серийное кино о выдающемся революционном деятеле оказалось гораааздо достойнее, чем можно было предположить, зная репутацию российского «1 (к)анала». Сразу стоит оговориться, что считать данное произведение хоть сколько-нибудь историчным совершенно не нужно. Это очень стилизованная и драматизированная в угоду зрелищности история, по отдаленным мотивам реальных событий с участием реальных исторических личностей. Но в таком вот жанре "квази-исторической фантазии" - совершенно замечательная вещь: увлекательное построение сюжета (невзирая даже на рваное повествование с постоянными флэшбеками), динамичный монтаж и музыка, отличный актерский состав, диалоги, а также гигантский чорно-красный бронепоезд, который яростно и пафосно СИМВОЛИЗИРУЕТ. По качеству - вполне мировой уровень, я бы сказал. И еще это, кажется, едва ли не первый полноценный фильм о Троцком (из отечественных), где он фигурирует как центральная фигура, а не эпизодический персонаж второго плана. Давно пора, заслужил.
Хабенский - могуч и велик. Роль сложная, и он с ней справился. Вот кому как, а я где-то уже со 2 серии перестал видеть актера за экранным Л.Д.Троцким - что всегда лучший признак качественной игры. Знаменитое ораторское искусство Троцкого отражено достойно - толкает речи он по сюжету часто, как в публичной, так в частной обстановке, и делает это мощно и смачно. Не проникнуться сложно.
Ленин в исполнении Стычкина - ммм, неоднозначный. Мне лично понравилось такое исполнение, далекое как от лубочных образов времен СССР, так и от персонажа анекдотов с «агхиважно, батенька» через слово.
Что касается Сталина (к которому я и сам негативно отношусь) - то этот персонаж тут чрезмерно демонизирован, наделен замашками мелкого бандита, а также изрядно упрощен, будучи представлен как эдакий комиксовый «nemesis» главного героя, преследующий Троцкого и гадящий ему на всем протяжении сюжета (а потом взявший на вооружение его самые одиозные методы). Вообще, в силу особенностей жанра, упор сделан именно на "великие личности", их взаимоотношения и определяющую роль тех или иных деятелей в исторических событиях. Прототипы, будучи марксистами, не одобрили бы такого однобокого отношения к ним, я считаю.
Идейное содержание фильма более-менее сбалансированное, что довольно странно и даже удивительно по меркам современного российского кинематографа о революционных событиях. В целом, конечно, легко считывается как открытая, так и образно-метафорическая критика большевиков и их политики (было бы странно ожидать особой симпатии к ним, учитывая кто кино снимал и на чьи деньги) - но в то же время, объективные причины первой, второй и третьей революций отдельными яркими штрихами показаны. Все это соседствует, однако, с довольно неуклюжими вставками про "агентов госдепа кайзера" и "раскачивание лодки"(тм) - настолько неуклюжими, что можно даже заподозрить в них намеренную иронию.
Надо заметить, что комплиментарное отношение к главному герою сыграло с создателями фильма злую шутку - они-то, понятное дело, хотели показать хоть и неоднозначного, но скорее негативного, инфернального персонажа. Однако, образ харизматичного, красноречивого, сексуально-неотразимого и бесстрашного революционера в исполнении талантливого актера получился настолько запоминающимся, что на антикоммунистические уколы сценаристов зритель вряд ли обратит внимание - особенно если зритель молодой и слабо знакомый с контекстом описываемых событий. Такой зритель увидит лишь историю про крутого мужика, который боролся за свободу, всех побеждал, был любим множеством женщин, и лишь единожды потерпел поражение в грязных подковерных интригах, к которым оказался не готов. Сомневаюсь, что такой эффект планировался при создании картины, но я лично этому рад. =)