Я некоторое время занимался этим вопросом и составил кое какие записи. В свете частых сумбурных необоснованных логически и со ссылками на писания выступлений некоторых христиан против полигамии, думаю мои заметки имеют актуальность.
«Один хороший мужчина достоин двух жен; ведь чем реже вещь, тем она ценнее»
Бенджамин Франклин
"One good husband is worth two good wives; for the scarcer things are, the more they are valued"
- Benjamin Franklin -
Полигамия является древнейшей формой семейных отношений и предполагает одновременный брак одного мужчины с несколькими женщинами.
Как показывает история, полигамия считалась достойной уважения практикой повсеместно с древнейших времен. Ветхий завет, Коран, законы Ману безусловно разрешали полигамный брак. Первые христиане, Римская католическая церковь, и некоторые иные европейские христианские общины разрешали по усмотрению прихожан или в определенных ситуациях вступление в полигамный брак.
Тем не менее, сегодня может сложиться впечатление, что полигамия - это что-то чуждое европейскому и в частности русскому менталитету.
Основными аргументами против полигамии являются:
- Полигамия нарушает естественное право;
- Полигамия является блудом и несовместима с традиционными ценностями (в том числе недопустима для Христиан);
- Полигамия ведет к социальным проблемам, ранит чувства женщин.
Даже не затрагивая эти аргументы, мы можем сказать, что в стране, где по данным последней переписи населения женщин детородного возраста на 10 миллионов больше чем мужчин; в стране, где число абортов от внебрачных связей превысило все мыслимые нормы; в стране, где население катастрофически уменьшается с каждым годом; где каждый успешный мужчина содержит одну или несколько любовниц, запрет полигамного брака есть невиданное лицемерие и преступление перед нацией. На этом в дискуссию о полигамии можно поставить жирную точку и начать дискуссию о том, на сколько лет строгого режима необходимо осуждать за отрицание права на полигамный брак.
Однако мы готовы показать, что все аргументы лицемеров против полигамии несостоятельны и в свою очередь нарушают естественное право, Божественные предписания всех традиционных конфессий, ведут в блуду и социальным болезням.
Итак:
1. Полигамия - естественное явление:
Даже поверхностное знакомство с природой показывает, что полигамия - эта наиболее распространенный вид отношений между полами в рамках вида. Моногамия является скорее исключением и распространена среди животных, достаточно далеко отстоящих от человека. Практически все виды стадных или стайных животных полигамны, в том числе это утверждение верно для приматов.
Мужчина также полигамен по своей природе и с развитием цивилизации полигамия появляется как продолжение естественного порядка. Dr. Mercier says: "Woman is by nature monogamist; man has in him the element of polygamist." (Conduct and its Disorders Biologically Considered, p. 292-3; as quoted in 'Polygamy In Islam')
Профессор Russel, выступая в Калифорнийском Университете на конференции, посвященной обсуждению семейных прав, сказал:
«Женитьба на одной женщине и проживание только с ней до конца жизни не естественна и нерезонна» Далее, после дискуссии, профессор суммировал свои взгляды следующим образом: «общество должно принять полигамию как необходимый фактор выживания» (Ittilaat, Tehran, No. 3104).
Некоторые христиане говорят, что моногамия - это божественный идеал. Бог сотворил мужчину и женщину и поддерживает примерно одинаковую численность полов.
Давайте подробнее остановимся на этом так называемой «естественной моногамии». Если кратко, пример России, в которой женщин на 10 миллионов больше мужчин, уже достаточен для опровержения приведенного утверждения.
Имеются и не менее убедительные аргументы: девочки достигают половой зрелости на 3 - 5 лет раньше мальчиков. Теперь предположим, что на необитаемый остров попала группа людей. Допустим, что каждый год на острове появляется на свет из 50 мальчиков и 50 девочек. Для наглядности допустим, что все доживают до половой зрелости. Через 20 лет на острове будет 1000 мужчин и 1000 женщин разного возраста. Из этих 1000 женщин 550 достигли возраста половой зрелости - от 10 до 20 лет (родившиеся с 1 по 11 год). В то же время только 300 мальчиков физиологически готовы стать отцами - от 15 до 20 лет (рожденные с 1 по 6 год). Моногамия означает, что 250 девушек обречены на одиночество. Дельта будет увеличиваться из года в год. И эти элементарные расчеты не учитывают повышенной смертности мальчиков и социальной неготовности 15-ти 16-ти летних юношей стать мужьями и отцами.
Но и это еще не все. Общеизвестно, что каждая здоровая женщина ежемесячно в течение 8 - 10 дней не должна заниматься сексом. Кроме того, в течение 16 месяцев во время и после беременности женщине также рекомендовано воздерживаться. В это время мужчина не теряет активности. Соответственно альтернативу полигамии составляют, пожалуй, только проститутки. При этом все религии разрешают первое и запрещают второе.
Существует и еще одна естественная причина полигамии - война,
Война резко уменьшает количество мужчин. Только в ФРГ после окончания 2 мировой войны около 6 миллионов женщин были обречены на одиночество. Часть этих женщин обратилась к правительству с просьбой узаконить полигамию. Женщины утверждали, что разрешения полигамии обеспечит экономическую и социальную защищенность и будет соответствовать требованиям гуманности. Церковь выступила с критикой этого проекта, чем обрекла 6 миллионов женщин на насильственное безбрачие и внебрачные половые связи. Интересно, что, находясь в подобной же ситуации после разрушительной 30-ти летней войны, Папа Римский буллой разрешил полигамию в германских княжествах.
Проф. Бертранд Руссел (Bertrand Russell) отметил: «Во всех странах с превалирующим количеством женщин, явной несправедливостью является то, что часть женщин обречена на безбрачие…» (Marriage and Morals, стр. 47).
2. Полигамия: древнейший традиционный институт:
Полигамия превалировала среди форм брака в древности и признавалась всеми цивилизациями и религиозными течениями античности, включая Индуизм и Буддизм. Великий царь Дасарата - отец Рамы - имел нескольких жен. Христианские Государи Европы зачастую также состояли в полигамных браках. У короля Англии Георг VIII (Henry the VIII) было восемь жен. Все (!) величайшие Пророки: Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Саул, Давид, Соломон, Мохаммед имели более одной жены. Практически невозможно отыскать в Ветхом завете персонаж, не состоявший в полигамном браке.
Полигамия согласно праву древней Индии:
Приведем выдержки из Законов Ману:
II - 210. Жены гуру, если они одной с ним варны (savarna), должны быть почитаемы как гуру, но неравной варны (asavarпа) - должны быть почтены вставанием и поклоном.
VIII - 204. Если, после того как жениху показана одна девушка, ему дана другая, он может жениться на них обеих за одну цену ("ylilka): так сказал Ману*.
IX - 80. Приверженная к пьянству, ко [всему] дурному, противоречащая, больная, злобная или расточительная является женой, при которой может быть всегда взята другая.
IX - 81. Если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рождает детей мертвыми - на десятом, если рождает [только] девочек - на одиннадцатом, но если говорит грубо немедленно.
Эта выдержка со всей очевидностью свидетельствует о том, что полигамия была санкционирована в традиционной Индии. Нужно понимать, что эти нормы распространяются только на жен и естественно никак не ограничивают право Мужчины на наложниц. Ситуация не изменилась и во время колониального господства англичан: «Суды Британской Индии четко придерживаются правила, согласно которому индус имеет абсолютное неограниченное количеством жен право по своей воле вступать в брак без получения согласия жен, какого-либо иного одобрения» (Mayne, On Hindu Law and Usage, p. 113).
Поскольку все примордиальные традиции сущностно схожи, то пример традиционной Индии мы вправе распространить и на все иные арийские народы, в том числе и на славян.
Полигамия согласно Ветхозаветным Пророкам:
Как мы уже упоминали, практически каждый упоминаемый в Ветхом завете персонаж имел несколько жен, а зачастую еще и наложниц. При этом уже в Пятикнижье гарантированы права жен:
Стих 10 Главы 21 Исхода:
«Если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития».
Полигамия в Исламе
Коран прямо разрешает полигамный брак, однако ограничивает число жен четырьмя. Исключением в этом отношении являлась семья Пророка Мохаммеда МЕ, который имел большее количество жен. Коран содержит нормы, гарантирующие права женщины в браке, в том числе право на равное отношение по сравнению с другими женами; право на брачный дар (махр); право требовать полного содержания от мужа; право отказаться от работы и сконцентрироваться на ведении домашнего хозяйства; право на обязательную долю при наследовании.
Одновременно Коран и Сунна запрещают прелюбодеяния и строго карают за внебрачные половые связи. Причем наказанию подвергаются как женщины так и мужчины.
Полигамия: согласно Христианской традиции
Часто можно услышать мнение, что полигамия, разрешенная в Ветхом Завете была отменена Христом. Однако, согласно словам самого Иисуса, Новый завет не отменяет Ветхий: «Не думайте, что я пришел нарушить Закон или Пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам, доколе не пройдет небо и земля, ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все» (Матв. 5:17-18). Нигде в Евангелиях вы не найдете запрет полигамии.
Некоторые притчи можно истолковать как подтверждение этого вида брака. Так, в притче о десяти девах Иисус разрешил полигамный брак мужчины с пятью женами (Матв. 25: 1-13): согласно притче жених взял в жены пять дев.
Часто предполагают, что именно Христос указал на моногамию, как на единственную разрешенную форму брака. В опровержение приводят слова Иисуса (Матв. 19: 1-12)
1 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.
2 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.
3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Внимательный читатель сразу заметит, что ответ на вопрос фарисея, Иисус начал с отсылки к Ветхому завету (Матв. 19:4) в части творения Адама и Евы. Надо учитывать, что Ветхий Завет не рассматривает супружескую жизнь Адама и Евы с точки зрения брачных отношений, но концентрируется на сущности Первочеловека и его жены.
Единение Адама и Евы «в одной плоти» вытекает из факта творения Евы из ребра Адама. «И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа» (Быт. 2:23). Поскольку перед Адамом не стояла проблема полигамии - соответствующие части Ветхого Завета не являются формальным регулированием отношений брака в обществе. С расселением людей и появлением общества, а следовательно - и вопроса о формах брака, Ветхий Завет предоставил четкий и однозначный ответ. Иная трактовка приведет с необходимостью к признанию противоречий в самом Ветхом Завете, что очевидно является ересью.
Поэтому, дальнейшее рассуждение Христа надо рассматривать в фокусе той части Ветхого Завета, на которую Он сослался в начале диспута с фрисеем, т.е. в свете 2 главы книги Бытия, понимая, что Святое Писание является единым и внутренне не противоречивым источником Божественного откровения.
Таким образом, то, что двое - одна плоть, во-первых, означает факт возвращение женщины к мужу, из которого «она взята»; во-вторых, указывает на сущностною, метафизическую сторону отношений мужчины и женщины. В-третьих, эти высказывания Христа относятся к разводу, а не к вступлению в брак, соответственно акцент делается на принципиальном запрете развода, как противоречащего Воле Господа. В-четвертых, из сказанного не вытекает, что мужчина не может быть «одна плоть» со своей первой, второй и N-ной женой.
Интересно, что Блаженный Августин прямо допускал полигамию. Он весьма толерантно отнесся к двоеженству Филиппа Великодушного (Филипп Гессенский). «По естественному праву природы, сущность любящая должна быть единственной; но сущности любимые находятся под властью первой не только одна под одной, но, если природа или общество допускают, даже и несколько под одной, не теряя при этом красоты».
Полигамия, по Бл. Августину, не противоречит природе брака, поскольку «по сущности вещей» отношения внутри брака субординированы. Приведенный фрагмент не единственный, подтверждающий позицию Бл. Августина. Обратимся к его комментарию многоженства Иакова:
«Иакова, сына Исаака обвиняют в тяжком грехе, поскольку у него было четыре жены. Но для таких обвинений нет основания, поскольку многоженство в то время было обычаем. Основанием греха являются нарушения естества (грехи против природы), нарушения обычаев и нарушения законов. Что преступил Иаков обретя четверых жен?...Единственная причина, по которой многоженство считается греховным состоит в том, что обычай и право запрещает его» (цит. по A Selected Library of Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, ed. by Phillip Schaff, Vol. III, стр. 289)
Император Валентиниан II
[1], своим Эдиктом разрешил полигамию во всех землях Римской Империи; эдикт не был воспринят Церковью как что-то экстраординарное. Более того, все следующие за Валентинианом императоры имели по несколько жен. Правом на полгамию пользовались и рядовые жители Империи. Даже клирики часто имели жен. Эдикт действовал до 13 века (правление Юстиниана). Таким образом, полигамный брак был разрешен в Христианских странах на протяжении большей части истории Христианства. При этом, вплоть до 16 века полигамия оставалась весьма распространенной в Европе.
В 1531 Анабаптисты провозгласили, что истинный христианин должен иметь несколько жен. Ряд германских княжеств еще в 16 веке признавали право мужчины взять вторую и даже третью жену без необходимости развода с первой. Посему не может раб иметь несколько хозяев, но по той же причине несколко рабов могут иметь одного хозяина. Так и мы читали, что не может жена служить двум или более живущим мужам; но мы читали что несколько жен служили одному мужу, когда социальная организация народа это позволяет и необходимости времени в этом убеждают. Поскольку несколько жен могут возыметь от одного мужа, но одна жена не может возыметь от нескольких мужей (такова сущность вещей): так и много душ подвластны одному Богу» (цит. по A Selected Library of Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, ed. by Phillip Schaff, Vol. III, стр. 407-408.).
Мы хотели бы еще раз обратить внимание на то, что любое толкование приводящее к появлению противоречий в Священном писании неверно. Через пророка Малахию Бог указал на одно из своих свойств - НЕИЗМЕННОСТЬ - я Бог и я не меняюсь. Христос подтвердил это свойство, сказав «не изменить Закон я пришел, но исполнить» и «ни йота не прейдет из Закона». Посмотрим, что же сам Бог говорил непосредственно о полигамии.
Бог обращается к Давиду со следующими словами: «и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе еще больше;» (2 Царств 12:8)
«И взял Давид еще наложниц и жен из Иерусалима, после того, как пришел из Хеврона»(2ая Царств 5:13)
Как же Бог сам дал Давиду «жен господина твоего», если намерением Бога было предотвращение полигамии?
У одного из величайших судей Израилевых - Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, потому что у него много было жен (Судьи 8:30). О самом Гедеоне сказано - «И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!» (Судьи 6:12).
Как же Господь может быть с блудником и прелюбодеем?
Очередным аргументом против полигамии является то, что брак, будучи таинством продолжается и после смерти на небесах. На наш взгляд это утверждение имеет явно модернистский характер и вытекает из дурно понятых эстетических концепций романтизма. Мы могли бы развить и эту полемическую линию, но не видим большой необходимости, ибо имеем много более убедительное свидетельство самого Христа.
В Евангелии от Матфея (22:23-32) Иисус не запретил бездетной вдове выходить замуж за брата мужа (даже если у него уже есть жена). Но Иисус объяснил, что в раю нет брака, но все пребывают как ангелы. Таким образом таинство брака не продолжается после смерти. Это, кстати, еще раз подтверждает, что мужчина может быть «одна плоть» с несколькими женами.
Даже проповедник безбрачия - Апостол Павел не запрещал многоженство для мирян: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1-е Коринф., 7: 29).
Эти и многие другие примеры из Священного Писания поставят христиан перед выбором - либо выборочно исполнять Закон Божий и признавать то, что Бог меняется (что само по себе есть попрание Заветов и бунт против Господа),
- либо признать вслед за Христом, Павлом, Валентинианом, Блаженным Августином и многими другими допустимость полигамного брака с точки зрения Христианской традиции.
С Божьей помощью некоторые христианские священники уже сегодня согласны с законностью полигамии и даже практикуют такой брак: вот что пишет один из американских пасторов:
From:
ApostleJamesI@aol.com Date: Thu, 7 Jun 2001 22:07:57 EDT
Subject: Your statement on Polygamy
To:
truthspeaks@answering-christianity.com «I am a born-again Christian and a pastor who not only supports the Biblical teaching of polygamy but I also practice it. I have two wives and seven children so far...».
(«Я Христианин по рождению и пастор и я не только разделяю Библейское учение о полигамии, но и практикую эту форму брака. У меня две жены и уже семь детей…»)
3. Оскорбляет ли полигамия достоинство женщины?
Представим себе распространенную ныне ситуацию: женщина по каким-то причинам не может рожать детей, ввиду болезни или по иной причине испытывает затруднения в браке. Для такой женщины развод - это единственное средство, предлагаемое современным обществом. Но справедливо ли это? Можно ли назвать справедливым или благородным выкидывание женщины из ее семьи в случае болезни или достижения преклонного возраста? Многие цивилизации отрицали такую несправедливость, предлагая вместо развода полигамию. Вчитаемся в стих 10 Главы 21 Исхода: «Если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития». А теперь с точки зрения гуманности сопоставим древние нормы Святого Писания и современный российский семейный кодекс.
Основное предубеждение против полигамии состоит в том, что такой брак оскорбляет достоинство женщины и нарушает ее права. Мы только что показали, что полигамия в первую очередь направлена на решение социальных проблем, чем отличается от так называемой современной моногамии. Именно моногамия, внутренне чуждая природе большинства мужчин, является основой распространения проституции и поощряет потребительское отношение к женщине.
[1] Валентиниан II (Флавиус Валентинианус (FLAVIUS VALENTINIANUS)) - Годы правления 375-392; сын Валентина I т его второй жены Юстины.