Из ленинских писем. 50 том - 3.

Sep 08, 2021 19:12







С. Г. ШАУМЯНУ
Большое спасибо за письмо. Мы в восторге от вашей твердой и решительной политики. Сумейте соединить с ней осторожнейшую дипломатию, предписываемую, безусловно, теперешним труднейшим положением, - и мы победим.
Трудности необъятны. Пока нас спасают только противоречия и конфликты и борьба между империалистами. Умейте использовать эти конфликты: пока надо научиться дипломатии*.
* - Разгром антисоветского мятежа мусаватистов в конце марта 1918 года укрепил Советскую власть в Баку. 25 апреля на заседании Бакинского Совета был образован Бакинский Совет Народных Комиссаров. Председателем Бакинского Совета Народных Комиссаров и комиссаром по внешним делам был утвержден С. Г. Шаумян.
Бакинский Совнарком приступил к осуществлению ряда социалистических мероприятий. В течение апреля - мая 1918 года власть Советов была установлена в значительной части Азербайджана.
Борьба рабочих и крестьян Азербайджана за победу социалистической революции протекала в очень сложной обстановке. В Закавказье развертывалась германо-турецкая интервенция, турецкие войска вторглись в Азербайджан. С другой стороны, английское командование в Иране установило контакт с бакинскими дашнаками, эсерами и меньшевиками, рассчитывая использовать их для свержения Советской власти в Баку и захвата города. В этих условиях В. И. Ленин поставил перед руководителями Бакинского Совнаркома задачу проявить максимум гибкости в использовании противоречий внутри империалистического лагеря, а также националистических партий (см. также настоящий том, документ 153).
«Диктатура Центрокаспия» - контрреволюционное правительство, агентура Антанты. Оно было сформировано эсерами, меньшевиками и дашнаками после того, как 31 июля 1918 года под напором внешних и внутренних контрреволюционных сил Советская власть в Баку временно пала (см. примечания 143 и 151).

143 - Телеграмма В. И. Ленина явилась ответом на телеграмму из Баку, в которой говорилось о наступлении турецких войск и о предательских действиях дашнаков, а также меньшевиков и эсеров. В телеграмме сообщалось о чрезвьиайном заседании Бакинского Совета 25 июля 1918 года, на котором дашнакам, меньшевикам и эсерам, несмотря на решительные протесты большевиков - руководителей Советской власти в Баку, незначительным большинством голосов удалось провести резолюцию о приглашении «на помощь» в Баку английских войск.
Хотя на заседании Бакинского Совета, после принятия резолюции о «приглашении» англичан, большевики заявили о своем отказе от постов народных комиссаров, они продолжали борьбу, отстаивая Советскую власть. На экстренном заседании исполкома Бакинского Совета 26 июля 1918 года было решено, что впредь до окончательного разрешения вопроса о власти все народные комиссары остаются на своих постах. Состоявшаяся 27 июля общебакинская конференция большевиков постановила спешно организовать оборону Баку под руководством Совнаркома, объявить всеобщую мобилизацию и призвать рабочих на защиту города и Советской власти. Бакинский Совнарком провел ряд мероприятии во исполнение этого решения.
Выступая в тот же день, когда была написана телеграмма С. Г. Шаумяну, 29 июля 1918 года на объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета, фабрично-заводских комитетов и профессиональных союзов Москвы, В. И. Ленин высоко оценил деятельность бакинских коммунистов, подчеркнув, что, борясь против «приглашения» англичан, они «сделали шаг, единственно достойный социалистов не на словах, а на деле» (Сочинения, 5 изд., том 37, стр. 7).

151 - 31 июля 1918 года под напором внешних врагов и в силу ряда внутренних обстоятельств Советская власть в Баку временно пала (см. примечание 143). 1 августа эсеры, меньшевики и дашнаки организовали контрреволюционноет правительство - так называемую «Диктатуру Центрокаспия». Агентура Антанты - «Диктатура Цен-трокаспия» немедленно послала своих представителей в Иран за англичанами, и 4 августа в Баку высадился отряд британских войск.
В эти критические дни бакинские коммунисты находились в гуще рабочих масс. Они разъясняли трудящимся сложившееся положение, разоблачали предательскую политику эсеров, меньшевиков и дашнаков. Однако для коренного изменения политической обстановки у коммунистов Баку не было достаточно сил и возможностей. 12 августа на конференции коммунистов было принято постановление временно уехать в Астрахань, захватив с собой как можно больше оружия, военного снаряжения и имущества. Для руководства партийной работой в Баку конференция решила выделить группу товарищей.
План эвакуации в Астрахань осуществить не удалось. Руководители Советской власти в Баку были арестованы и заключены в тюрьму. В середине сентября 1918 года турецкое командование двинуло свои войска в наступление на Баку. Войска «Диктатуры Центрокаспия» и английский отряд покинули город. Утром 15 сентября Баку захватили турецкие оккупанты и мусаватисты. Накануне занятия Баку турецкими войсками группе коммунистов удалось освободить из тюрьмы комиссаров и других большевиков. На пароходе «Туркмен» они отплыли из Баку. Однако контрреволюционно настроенная команда парохода привела 17 сентября судно в Красноводский порт, где хозяйничали эсеры, меньшевики и английские интервенты. В Красноводске все члены Бакинского Совнаркома и другие работники были немедленно арестованы. В ночь с 19 на 20 сентября 1918 года 26 деятелей Бакинской коммуны, которые вошли в историю как 26 бакинских комиссаров (С. Г. Шаумян, П. А. Джапаридзе, М. А. Азизбеков, И. Т. Фиолетов, Я. Д. Зевин, Г. Н. Корганов, М. Г. Везиров и другие), были зверски убиты в песках Закаспия английскими интервентами при непосредственном участии эсеров и меньшевиков.

В. Д. БОНЧ-БРУЕВИЧУ
Ввиду невыполнения Вами настоятельного моего требования указать мне основания для повышения мне жалованья с 1 марта 1918 г. с 500 до 800 руб. в месяц и ввиду явной беззаконности этого повышения, произведенного Вами самочинно по соглашению с секретарем Совета Николаем Петровичем Горбуновым, в прямое нарушение декрета Совета Народных Комиссаров от 23 ноября 1917 года, объявляю Вам строгий выговор*.
* - В. И. Ленин имеет в виду постановление Совета Народных Комиссаров, принятое 18 ноября (1 декабря) 1917 года, «О размерах вознаграждения народных комиссаров, высших служащих и чиновников». Проект постановления был написан Лениным (см. Сочинения, 5 изд., том 35, стр. 105). Согласно этому постановлению предельный месячный заработок народным комиссарам устанавливался в 500 рублей с прибавкой 100 рублей на каждого нетрудоспособного члена семьи.

А. А. ИОФФЕ 2/VI. 1918.
Бухарин лоялен, но зарвался в «левоглупизм» до чертиков.

ОБМЕН ЗАПИСКАМИ с А. Д. ЦЮРУПОЙ
Ввиду бешеной агитации врагов и «колеблющихся» и влияния ее на рабочих в Питере, Москве и пр. надо бы Вам опубликовать (и по заводам раздать листком) нечто вроде письма к рабочим: вас-де запугивают - колеблющиеся сеют панику - толкуют о «самостоятельных заготовках» - критикуют «центр», сваливая вину на других - и проч. ...

А вы-де, рабочие, не верьте нытикам и сеятелям паники и критиканам, а беритесь за дело: пусть каждый завод пошлет нам на помощь доверенных людей с гарантией, с поручительством, мы им покажем, где помеха, в чем трудность, они нам помогут.

Г. Е. ЗИНОВЬЕВУ
Тов. Зиновьев! Только сегодня мы услыхали в ЦК, что в Питере рабочие хотели ответить на убийство Володарского массовым террором и что вы (не Вы лично, а питерские цекисты или пекисты) удержали*.
Протестую решительно!
Мы компрометируем себя: грозим даже в резолюциях Совдепа массовым террором, а когда до дела, тормозим революционную инициативу масс, вполне правильную.
Это не-воз-мож-но!
Террористы будут считать нас тряпками. Время архивоенное. Надо поощрять энергию и массовидность террора против контрреволюционеров, и особенно в Питере, пример коего решает.

А. А. ИОФФЕ
Чичерин - работник великолепный, добросовестнейший, умный, знающий. Таких людей надо ценить. Что его слабость - недостаток «командирства», это не беда. Мало ли людей с обратной слабостью на свете!

Том 50

Previous post Next post
Up