Оригинал взят у
oleg_gavrysh в
А вот вам и "теология освобождения" и "христианский социализм" в православии!Православие вера для всех. В том числе и для тех кто выступает за социальную справедливость и против угнетение государством людей.
Вот вам конкретный пример человека которого можно назвать христианским социалистом - религиозный философ и богослов, публицист, профессор по кафедре нравственного богословия Киевской духовной академии, председатель Киевского религиозно-философского общества, издатель и главный редактор журнала «Христианская мысль» Василий Ильич Экземплярский.
Кстати как и
diak_kuraevбыл уволен из тогдашней духовной академии. За несогласие с официальной, "казенной" линией.
***
Н.В. Сомин
ФЕНОМЕН ЭКЗЕМПЛЯРСКОГО
(о жизни и нравственном богословии проф. Киевской Духовной Академии
Василия Ильича Экземплярского)
(отрывок из статьи)
Еще одна важная для Экземплярского тема: социальное зло. В своем докладе на заседании Киевского религиозно-философского общества /23/, он прежде всего задает вопрос об активном отношении Церкви к социальному строю:
«Вопрос идет о том, придется ли церкви всегда оставаться лишь в положении зрителя человеческих страданий и горя (…) Есть ли в христианстве данные для того, чтобы церковь, верная Евангелию, могла деятельно участвовать в решении т.н. социального вопроса, чтобы она могла освещать светом небесного учения многоразличные стороны общественной жизни, являться в мире этом воинствующей за правду, осуждающей зло, благословляющей добро, поддерживающей слабых?» /23:3/.
Сам Экземплярский уверен, что «христианство по природе своей нравственной проповеди обнимает не только личность, но и общество» /23:5/, что «христианская проповедь социальна по своему существу. Любовь не может быть принципом индивидуалистической морали» /23:27/. И здесь Экземплярский формулирует один важный принцип: нравственные идеалы, к которым должна призывать Церковь, должны браться из Нового Завета, а не из исторической жизни Церкви. Говоря о должном пути «развития человеческой общественности», Экземплярский замечает: «Путь этот один - учение Евангелия, а не жизнь христианская, не путь истории» /23:7/. Дело в том, что исторический путь Церкви сложился так, что «многие века она была в отношении к общественной жизни как бы рабом нерадивым, спрятавшим великое сокровище мировой любви, данное ей Господом Иисусом Христом» /23:2/, что в общественной сфере она шла «всегда позади социальных завоеваний гуманизма» /23:5/. А потому не историческая жизнь Церкви, полная компромиссов, а только верность Евангелию может правильно нас сориентировать. В этой работе Экземплярским сформулирован другой важный тезис: любовь и только она является для Церкви мерилом отношения к социальной сфере. А потому постоянное игнорирование Церковью социальной проблематики говорит о недостатке любви.
Пока шла речь о сравнительно небольших работах Экземплярского, где он не мог дать развернутой аргументации. Но у него есть и монография - увы, затоптанная в грязь жемчужина русского богословия.
5. Судьба главной книги Экземплярского
За год до увольнения, в 1910 г. вышел основной труд Экземплярского "Учение древней Церкви о собственности и милостыне" /5/. Как считал А. Введенский (будущий обновленческий «митрополит») /6/, именно эта книга явилась главной причиной увольнения Экземплярского. Это вполне вероятно, поскольку сам Экземплярский о ней пишет: "В "Учении древней Церкви о собственности и милостыне" я с особенной горячностью боролся с господствующим направлением наших систем нравственного богословия" /2:12/. И действительно, в книге можно найти ряд смелых обличений, например:
"...положение, занятое нашим нравственным богословием по данным вопросам, совершенно не соответствует духу Евангельского учения, а иногда прямо искажает смысл учения Слова Божия" /5:4/.
"Огромное большинство богословских статей, проповедей, отделов в учебных системах ставит своей задачей изложения (...) христианского учения о собственности и милостыне не то, чтобы с возможною чистотою, ясностью и полнотою изобразить христианское идеальное учение, но почти противоположное: оправдать всеми возможными соображениями разума и всеми возможными текстами Слова Божия, в их нередком перетолковании, действительно существующие и господствующие порядки жизни" /5:5/.
"Советы наших богословов богатым приобретать, охранять и умножать свое имущество, как истинный дар Божий, дар совершенный; а бедным советы "сохранять внутреннюю независимость духа" и внутренно "хотеть быть бедными" способны заставить покраснеть каждого, знакомого с учением Церкви" /5:6/.
Отметим, что в последнем случае Экземплярский имеет в виду проф. М.А. Олесницкого, чей курс нравственного богословия /19/ был принят в качестве учебника в академиях и семинариях.
Но цель этой выдающейся работы вовсе не в обличениях. Сам Экземплярский писал: «Наша цель иная: изложить положительный христианский взгляд на предмет» /5:3/. Книга Экземплярского - единственная в русском богословии монография, целиком посвященная вопросу собственности и богатства со святоотеческой точки зрения. Ее содержание полностью основано на учении святых отцов III-V вв.: Тертуллиана, Климента Александрийского, Киприана Карфагенского, Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, бл. Августина, бл. Иеронима и др. Добрую половину текста книги составляют выписки из Писания или святоотеческого предания - около 300 цитат из Библии и около 700 - из святых отцов. Заметим, что Экземплярский был великолепным знатоком патристической литературы. Весь материал книги собран им не из «цитатников», а на основе непосредственного изучения святоотеческих текстов.
И вот на основе столь обширного материала Экземплярский воссоздает подлинное святоотеческое учение о собственности и милостыне, обладающее поразительной высотой. Русский богослов убедительно показывает, что в основе него лежит милосердие и любовь к ближнему. С облегчением читаешь эту книгу: из нее льется чистый ключ подлинно Евангельского учения, которое было искажено «представителями русской богословской мысли», иногда до неузнаваемости, заимствованиями из протестантских и католических источников. Сила приведенных святоотеческих мнений столь впечатляюща, что ознакомившись с ними непосредственно убеждаешься: вот истина, и ничего иного святые отцы и не могли говорить. Экземплярский замечает: «В этих святоотеческих творениях и слышно биение живого, христиански любящего сердца и видно совершенное проникновение духом Евангельского учения» /5:6/. Автору уже приходилось писать об этой книге /7/, а потому приведем лишь основные выводы, который делает Экземплярский из святоотеческого учения о богатстве и собственности:
"Право собственности не принадлежит к области благодатной христианской жизни, к сфере Божьего царства и потому не может быть рассматриваемо как святыня для христианской совести, и к нему не может быть прилагаем предикат "священное", но лишь "неприкосновенное". Это потому, что право частной собственности, как оно осуществляется в жизни людей, принципиально противоречит началу всеобъемлющей христианской любви, не знающей границ моего для другого; право собственности возникает, поэтому, не на основе христианского братства людей, но на основе недостатка такого братолюбия, когда человек противополагает себя и свое другим...Христианская любовь, разрушающая эгоистические перегородки жизни, ставит идеалом своим не отобрание чужого, но свободное отдание своего на общую пользу...Ясно само по себе, что при таком отношении к началу личной собственности, идеалом устроения материальной стороны жизни членов христианской церкви должно явиться общение имуществ на основе свободной братской любви по примеру жизни первохристианской общины" /5:51-52/.
О богатстве и бедности: "самый факт разделения людей на богатых и бедных не есть Божеский закон и богатство не есть Божий дар человеку, но такое разделение есть результат недостатка братской любви среди людей и обиды слабейших более сильными"/5:154/.
Вывод этот разительно отличается от господствовавшей в богословской науке того времени апологии частной собственности, указания на ее "священный" характер, на признание ее незыблемым основанием, на котором только и возможно устроение христианского государства. Сам Экземплярский это отчетливо осознает: «положение, занятое нашим нравственным богословием по данным вопросам совершенно не соответствует духу Евангельского учения, а иногда прямо искажает смысл учения Слова Божия» /5:4/. По Экземплярскому, положение и впрямь серьезное: то учение о собственности, которое всегда казалось «общепринятым», которое преподавалось в семинариях и академиях - не святоотеческое. И это показано профессионально - богословски аргументировано и литературно талантливо. Его книга вскрыла неблагополучное состояние русского нравственного богословия в отношении одного наиболее важных его разделов - учения о собственности. Свою правоту Экземплярский доказал. Осталось самое трудное - чтобы это неблагополучие было услышано православным народом.
К сожалению, выдающийся труд русского богослова, который по праву должен войти в золотой фонд христианской богословской науки, так и остался практически неизвестным православной общественности. После скандала 1911г. имя Экземплярского замалчивалось. На его книгу нашлось лишь несколько кратких откликов, либо глухо-нейтральных, как у С. Н. Булгакова /8:I/ (хотя Булгаков хорошо знал Экземплярского и сочувствовал ему), либо негативные, как у Н. Стеллецкого /28:95/ или М. Тареева, который ехидно писал: «Из таких выписок, взятых у Иоанна Златоуста и других отцов Церкви можно было бы составить целую книгу (см. Экземплярского «Учение древней Церкви о собственности и милостыне») (…) Но святые отцы в своих выводах не шли далее проповеди милосердия» /21:89/. Заметим, что проф. Тареев неправ: святые отцы как раз шли «далее проповеди милосердия». Так, св. Иоанн Златоуст считал, что если милостыня подлинная - не бросание монеток нищим, а когда все отдают всем все - то результатом будет… Иерусалимская община, в которой был осуществлен христианский коммунизм. Тогда «Никто ничего из имения своего не называл своим», а «все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4.32-35). И великий святитель прямо с амвона призывал своих прихожан последовать примеру первохристиан.
Все это Экземплярский сопровождает подробными ссылками на святых отцов, доказывает, убеждает. Но время работает против него. Капитализм в России бурно развивается. Мир страстно стремится к обладанию собственностью. И, естественно, ждет от Церкви не обличений, а оправдания всему совершающемуся. В такой ситуации никакие доказательства просто не будут услышаны. Коллеги Экземплярского это давно поняли, а вот он, «недалекий», все пытается грести против течения. Апология частной собственности, увы, проповедуется и сейчас, во времена криминального капитализма на Руси. Это, на наш взгляд, является еще одним подтверждением глубокой правды Экземплярского о печальном сползании богословия к оправданию имеющих силу реалий жизни.
http://chri-soc.narod.ru/Exem_b.htm