Господь наш Иисус Христос по плоти и Его Пречистая Матерь и Святые Апостолы тоже Евреи, но здесь ниже речь идет о тех евреях, которые жили на Кавказе со времен ассирийско-вавилонского пленения. Большая часть этих евреев либо еще с эпохи апостольской проповеди (а Кавказ, как известно, посещали несколько Апостолов - Андрей Первозванный, Симон Кананит
(
Read more... )
В 1646 году дон Хуан Менелес, политический авантюрист из Испании, предложил Турции в подданство Армению, населённую евреями.
В 1690 году Витсен, составивший описание Северной и Восточной Татарии, сообщает, что в селении Бойнаке (ныне Буйнаке) и татарских (лезгинских) княжествах были тысячи евреев. В одном княжестве Остме (владении бывших харакайтакских уцмиев) их было 15 тысяч. По словам Витсена, евреи ведут своё происхождение из Вавилона и занимаются земледелием, между тем, как лезгины преданы военному делу и занимаются грабежом.
В 17-м и 18-м веках еврейское население на Кавказе значительно уменьшилось. Арчил, царь Имеретии, бывший в 1703 году в Москве, описывая боярину князю Головину тогдашнее положение Грузии, говорит, что «весь народ исповедует веру христианскую, кроме малого числа евреев». Евреи всюду подвергались притеснениям и вымогательствам со стороны местных владетелей и частью вынуждены были перейти в христианство.
Но особенно тягостны были условия жизни евреев в мусульманских селениях. В 1728 году Гербер так описал их положение: «Своим владельцам евреи платят, сверх обычной подати, ещё и специальную - харадж, или поголовную, и употребляются на всякие тяжкие и грязные работы, которые нельзя поручить мусульманину. Из имущества им оставляют лишь столько, сколько необходимо, чтобы не умереть с голоду. Если еврей едет куда-нибудь верхом и встретил кызылбаша или другого какого мусульманина, то должен свернуть с дороги в сторону и по требованию встречного слезть с лошади; если он этого не сделает, то мусульманину дозволяется избить его как угодно, лишь бы он остался в живых, и избитый не имеет права жаловаться. Они говорят, что некогда были многочисленнее, но от многих притеснений, которые они терпели от туземцев, число их постоянно уменьшалось и не могло возрастать».
По словам Гербера, евреи занимались земледелием и скотоводством, а в городе Шемахе - торговлей; евреи говорят на языке окружающих народов, раввины «разумеют» также по-еврейски. Евреи объявили Герберу, что они по большей части произошли из колена Йеуды, а некоторые - из Биньямина; их раввины ничего не знают, кроме того, что предки увезены были из Иерусалима мосульским, т. е. ниневийским, царём и разосланы по Мидии и по здешним странам; управляют ими в деревнях собственные их старейшины - хахамы.
Reply
Leave a comment