Сергей Морозов. Митрополит Кирилл о Церкви, государстве и о себе (избранные цитаты из публикации от 16 января 2009г. в "Религаре":
http://www.religare.ru/2_61252.html )
О НЕОБХОДИМОСТИ ХРАНЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ
Проповедь за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря 19 декабря 2008 года, в день памяти святителя Николая Мирликийского
Святители именуются правилом веры. Правило - это есть некая норма. Так человек измеряет температуру своего тела и, если она отличается от нормы - слишком высокая или низкая - это свидетельствует о болезни. Вот так же существует и норма веры. Это та самая вера, которую Господь передал апостолам, а они передали святителям - архиереям Божиим, и они вместе со всей Церковью эту веру сохраняют. Если отойти от апостольской веры, если нарушить эту норму, то происходит то же самое, что и с человеческим организмом, если повышается или понижается его температура, - начинается болезнь. То же и в Церкви: если нарушаем правило веры, весь организм церковный начинает болеть.
Ересь - это отклонение от нормы веры, которое проистекает по человеческому мудрствованию. Норма веры важна для церковного организма. Тогда не только в мыслях мы право прославляем Бога, но вера православная формирует наше поведение, нашу жизнь, нашу систему ценностей. Вера самым тесным образом связана с нравственным началом, ибо во многом нравственность основывается на тех заповедях, которые христианская вера передает из поколения в поколение, и если разрушается вера в обществе, то разрушается и система ценностей. И тогда каждый человек с гордостью говорит, что он сам для себя судия, сам себе хозяин, что истинно лишь то, что он думает и что он говорит.
О ЦЕРКОВНОМ КАЛЕНДАРЕ
Газета "Труд", "Диалог при свете "лампады", www.mospat.ru
Возможен ли, пусть в будущем, переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь?
(Степан Павловский, Москва.)
Хотел бы сразу подчеркнуть: сам по себе календарь как система исчисления времени не может быть ни греховным, ни спасительным. Это вопрос исторический, астрономический, отчасти этнографический, но уж никак не сотериологический (сотериология - учение о спасении. - Ред.) Судя по накалу страстей вокруг календарной темы, немногие, наверное, знают, что в первые века христианства разные поместные церкви Пасху праздновали в разные дни, и это не вызывало никаких взаимных подозрений в ереси и тем более в богоотступничестве. В отношении календаря в нашей Церкви существует устойчивая традиция - более глубокая, чем просто благочестивая привычка, и с ней необходимо считаться. Если вы сызмальства праздновали Рождество Христово 7 января, то вам очень трудно будет пойти на рождественское богослужение 25 декабря. А поскольку от верности тому или иному календарю дело человеческого спасения не зависит, то мы и не считаем нужным отказываться от юлианского календаря, к чему нас некоторые то и дело побуждают. Нужно уважать духовную традицию, в которой наши прихожане родились и выросли, щадить их религиозные чувства. Так что в обозримом будущем календарные перемены нас не ожидают, и Русская Православная Церковь будет по-прежнему жить по юлианскому календарю.
ОБ ОТНОШЕНИИ К НАСЛЕДИЮ ПАТРИАРХА СЕРГИЯ
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы журнала "Шпигель" № 2/2008 от 7 января 2008 года
После государственного переворота большевиков, когда началось не знавшее себе равных в русской истории преследование Церкви, некоторые из духовных лиц сочли необходимым стать на путь компромисса с властью, видевшей в Церкви врага. Просто ради сохранения возможности вести службу в храмах и проповедовать народу, чтобы никому не приходилось прятаться. Иные же этот путь отвергли, решили создать "Катакомбную церковь", которая была практически полностью уничтожена. У нас нет права осуждать ни тех, ни других. Всем им пришлось пережить жесточайшие репрессии.
ОТНОШЕНИЯ С ИНОСЛАВНЫМИ КОНФЕССИЯМИ
О ТЕОРИИ ВЕТВЕЙ
Интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, 26 августа 2006 года
Владыко! А как же "теория ветвей"? Многие православные за границей, да и некоторые в России убеждены, что членство в ВСЦ предполагает принятие "теории ветвей" и наличия некоего изначально существующего единства всех христианских церквей, которое нужно просто "сделать зримым"?
Это еще один из весьма распространенных мифов, складывающихся вокруг ВСЦ. Я имею в виду не "теорию ветвей", которой действительно придерживается большинство протестантских сообществ. А то, что все члены ВСЦ эту теорию разделяют.
Хочу абсолютно ясно заявить, что для православных христиан не может быть никаких сомнений в том, что Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью является Православная Церковь. За всю историю существования ВСЦ никто из его православных участников не поддерживал так называемой "теории ветвей", так как она в корне противоречит православной экклезиологии.
Проповедь за Божественной литургией в московском Сретенском ставропигиальном монастыре 28 декабря 2008 года в день памяти священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского
Святитель Иларион был прекрасным богословом, профессором Московской Духовной академии, который внес в историю русской богословской мысли очень важное свидетельство о Церкви в начале XX века, когда и в наше богословие стали проникать либеральные идеи, когда некоторые увлеклись чуждым Православию пониманием иных религий и исповеданий, утверждая вслед за иными западными богословами, будто нет разницы между конфессиями, будто они - как ветви одного дерева, и каждая несет в себе истину, святитель Иларион в своем замечательном труде утверждал на основании творений святых отцев и всего могучего Предания Церкви Христовой, что существует только одна Церковь - Единая Святая Соборная и Апостольская - та, что в нынешнее время являет себя в Православии. Его слово было настолько убедительно, что повлияло на многие и многие суждения других людей.
Священномученик Иларион (Троицкий) не уклонялся от разговоров с инославными. Хорошо известно, что он состоял в переписке с западным богословом Робертом Гардинером, который являлся секретарем комиссии по устройству мировой конференции христианства, ставившей перед собой задачу объединить все Церкви и конфессии. Святитель Иларион не уклонился от переписки, не ушел от диалога, и его слово было исполнено такой силы, что к концу своей жизни Гардинер почти стал православным, и только внешние обстоятельства помешали ему присоединиться к Православной Церкви.
О СОВМЕСТНОМ ПРИЧАСТИИ
Интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, 26 августа 2006 года, www.mospat.ru
Владыко! Не могу здесь сразу не задать вопрос об интеркоммунионе - совместном причащении православных с протестантами и католиками. Существует много рассказов о том, что такая практика в ВСЦ существовала.
Хорошо, что вы напомнили об этом. Я со всей серьезностью и ответственностью заявляю, что представители Русской Православной Церкви никогда не подходили к причастию с инославными и никогда не допускали к Чаше верующих других христианских сообществ.
Процитирую документ, специально посвященный "интеркоммуниону" и выработанный комиссией ВСЦ "Вера и устройство" еще в 1952 году. В нем, в частности, говорится: "Возможность интерконфессионального приобщения между церквами, требующими непрерывного апостольского преемства в рукоположении епископов, и неепископальными церквами исключается, и это заключение может считаться окончательным".
И могу вам привести еще такой пример. На ассамблеях ВСЦ в один из дней совершается православная литургия. И всегда какая-то часть протестантов высказывает громкое недовольство тем, что их не допустили к причастию. Никогда никаких исключений из этого правила не было.
О МОЛИТВАХ С ИНОСЛАВНЫМИ
Интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, 26 августа 2006 года, www.mospat.ru
Владыко! Многих волнует вопрос о так называемых "общих молитвах" с инославными. Правда ли, что на протяжении многих лет православные, члены ВСЦ, участвовали в подобных молитвах?
После того, как многие протестанты пошли по пути крайней либерализации богословия и морали, решительно удалившись от норм веры и жизни апостольской Церкви, представители Русской Церкви заявили, что в совместных молитвах в ВСЦ они принимать участие не будут. Иногда мы молчаливо присутствуем. Да и то в основном миряне, а не клирики.
ОТНОШЕНИЯ С ИНЫМИ РЕЛИГИЯМИ
О РЕЛИГИОЗНОМ ПЛЮРАЛИЗМЕ
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы корреспондента газеты "Кызыл тан" (Башкортостан)
Обществу необходимо принимать уже состоявшийся религиозный выбор своих граждан и стремиться превратить этот выбор в фактор устойчивости, а не слабости. Однако очень не хотелось бы, чтобы из этого правильного выражения делались выводы о необходимости направленного и искусственного создания еще более многоконфессионального общества. В России православные и мусульмане, буддисты и иудеи, протестанты и католики научились жить вместе. Этим опытом мы должны гордиться и развивать его. Но намеренно создавать еще больший религиозный плюрализм в нашем обществе не следует.
О МЕЖРЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Доклад на пленарном заседании Архиерейского Собора председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Кирилла, 24 июня 2008
Напомнив слова Христа Спасителя: "Кто не против вас, тот за вас" (Мк. 9. 10), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата заявил: "Наш диалог с инославными конфессиями и нехристианскими религиями не преследует цели какого-либо сближения в области вероучения. Он осуществляется с людьми, так же, как и мы, обеспокоенными тенденцией перекраивания нравственных постулатов в общественном сознании, и направлен на сохранение мира, справедливости и защиту прав религиозных людей жить в соответствии с требованиями веры".