О Посте благоприятном

Mar 19, 2017 14:13

О Посте благоприятном


Мы с Вами вступили во время Великого Поста и, поэтому, хотелось сказать несколько слов о значении поста в нашей современной жизни.

Готовясь к сегодняшнему дню и листая духовную литературу, я с удивлением заметил, что святые отцы относительно мало говорят о постах. Много о Посте говорит Постная Триодь, но святые отцы - мало. Казалось бы, есть советы на все случаи жизни, о том, как молиться, читать Евангелие, как нужно готовиться к Святому Причащению, как надо каяться и т.д. Но о Посте сказано мало. Почему?

Ответ кроется в очень простой формулировке: пост не самоцель, не ценность сама по себе, а только средство, помощь человеку в работе над собой.

Если посмотреть вглубь истории, мы увидим, что в Ветхом Завете, например, еженедельные посты не предписываются. Фарисеи же и книжники, от избытка благочестия, постились еженедельно по два дня. И этим, как они считали, они заслуживали особое благоволение Божие.


Мы ради Тебя, Господи, не будем есть курочку, а Ты уж нам дай за это здоровье, процветание и особую благодать. Разве не так, - мы видим, - многие постятся? Получается какой-то договор купли-продажи, «рыночные отношения» с Богом, в которых для любви и смирения даже места нет. И ведь довольно много таких «постящихся», которые живут, может быть, не так уж замечательно нравственно, но внешне досконально исполняющих все, что повелевает им Церковь. «Мы, - говорят они, - не едим мяса. Не то, что соседка Марь-Иванна, которая каждый день курицу жарит…». А ведь такие «постники» забывают, что телесный пост ничего не прибавляет к человеческой духовности, если намерение не исходит именно из духовности. Мало того, апостол Павел говорит:


«Пища не приближает нас к Богу» (1 Кор.8.8, 3)
И еще:
«Кто ест, не унижай того, кто не ест. И кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим.1463). Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и (тоже) благодарит Бога» (Рим.14:6). Кто ты осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восстановить его» (Рим.14:4).

Нет, я совсем не хочу сказать, что Церковные посты не имеют смысла. Но они точно теряют всякий смысл, если мы постимся только физически. Такое «неядение» уже становится не постом, а только диетой. К посту должно обязательно прибавляться иное измерение - духовное. Смысл поста не в том, чтобы измучить тело или провести очищение организма от шлаков, но в том, чтобы оживить нашу душу через принцип самоконтроля - важнейшего условия внутренней работы. Конечно, когда мы берем под контроль наше тело через пищу - это естественно: ибо именно через пищу осуществляется наша связь с природной жизнью и ее законами. Но еще раз повторюсь: отказ от мясной и молочной пищи - лишь средство для того, чтобы освободить нас от излишних забот, например, тяжести в желудке после излишне обильной трапезы, которая, все, наверное, сталкивались, так мешает молитве. Поэтому, когда мы начинаем изощряться в приготовлении разных постных разносолов и наедаемся постом так, что из-за стола не можем встать - сие, наверное, тоже не совсем правильно.

Иногда, люди впадают в другую крайность и вообще прекращают питаться. И что? Приходит раздражительность, и мы начинаем ругаться. И зачем это нужно?


Св. Иоанн Златоуст пишет: «Ты постишься? Докажи мне это своими делами… Что за польза в посте, если мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?».

Все должно быть в меру. Крайности очень опасны в любом деле. Поэтому-то обязательно надо посоветоваться о посте с духовником или священником. Главное - душа, воздержание - лишь одно из средств к ее просветлению.
Уже в древности, в пророчестве Исаии есть место. Где пророк описывает, какой пост угоден Богу. Я приведу это место, хотя оно продолжительно.


Пророк пишет:
«Вот, в день поста вашего вы исполняете лишь волю вашу, а от других требуете тяжких трудов. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных голос ваш был услышан на высоте… Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: отпусти на свободу…, раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом твой; когда увидишь нагого - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда Ты воззовешь - и Господь услышит: возопиешь - и Он ответит: «Вот Я». Когда удалишь из среды твоей угнетение, перестанешь подымать перст твой и оскорблять ближнего, (когда) отдашь голодному (всю) душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда… и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, воды´ которого не иссякают никогда. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения (Ис.58:3-12).

Вот о каком посте говорит Господь через своего пророка, вот о чем говорит Церковь, когда призывает поститься, а не о том Фарисейском, формальном посте, который мы все так часто держим. Пост, если хотите, есть акт любви и милосердия к ближнему, попытка раскрыть себя для других, как это сделал Христос. Пост - время на практике соделать себя как бы иконой Божией, образом Бога на земле, Бога, который в милосердии Своем «посылает благо дождя на праведных и не праведных», Бога, говорящего нам: «то что ты сделал малым сим - униженным и нуждающимися в помощи - то сделал Мне».
Если же мы постом замыкаемся только не себе, на нашем «ядении или неядении», если мы пытаемся исполнять Заповеди Божии, как будто они приказы, следствием которых обязательно мы станем праведными перед Ним, - то есть опасность, что мы вообще перестанем быть христианами.


Поясню на одном примере. Митрополит Антоний Блум рассказывал следующее:
«Был некий его знакомый, который не мог пропустить ни одного нищего, чтобы не подать ему мелкую монет или не позвать его к себе домой, чтобы накормить его супом. Но когда этот несчастный приходил к нему, возле порога он его останавливал: «Только не заходи своими грязными ботинками на мой чистый ковер». А когда нищий съедал вынесенную ему тарелку баланды, благотворитель выносил ему грош и говорил: «А теперь возьми это и катись отсюда, и чтобы больше тебя я не видел».
Как вы думаете, исполнял ли он заповедь Христову?
Формально, конечно - да. Но от такого «милосердия» как-то не по себе становится.

Итак, подведем итоги.

Первое.

Пост не есть самоцель православного христианина, а только средство, отрешившись от ненужных телесных удовольствий трезво оценить себя: кто я без этих удовольствий? Могу ли я отказавшись от чего-либо оставаться отзывчивым к ближним и дальним? Не есть ли моя вера лишь самоуспокоенность сытой жизни?

Второе.

«Вера без дел мертва» - как говорит апостол. Пост - время усиления молитвы, частой исповеди, единения в любви со Христом посредством участия в Евхаристии - то есть Причащения и чтения Слова Божия; это время милостыни и добрых дел. Если кто из наших близких или соседей нуждается - поможем им, чем сможем, хотя бы добрым словом. Но не формально, а деликатно и с любовью!

Третье.

Меру телесного поста нужно обязательно обсудить со священником! Посторонний взгляд поможет нам избежать крайностей! А то часто бывает, что люди начинают усиленно поститься и молиться, а потом не выдерживают и «срываются» во все тяжкие. А если сорвались - не отчаиваемся, идем снова на исповедь и спокойно и трезво продолжаем поститься, стараясь крайностей не повторять.

Четвертое.

От поста телесного освобождаются больные, которым пост противопоказан, в том числе беременные женщины. Необязателен пост и для «в пути сущих». Не «человек для поста - но пост для человека». Еще раз говорю - лучше трижды переспросить священника, чем себе навредить. Иногда не смотреть телевизор, например, полезнее, чем не есть мясо. Есть семьи, где жены или мужья (или дети), люди неверующие, и они привыкли к определенному рациону. Приходит пост, и начинаются семейные неурядицы из-за пищи. А ведь любовь - выше поста. Если начинается ругань - зачем такой пост нужен? Заранее посоветуйтесь со своим духовником, как в таком случае быть.
Тоже самое касается гостей. Приходим в гости и начинаем «выпендриваться» - извините за выражение - «это я буду, а это нет», и тем самым, огорчаем хозяев. Очень многие святые люди и великие постники в гостях ели все, что им дают. Однако, сие совсем не значит, что нужно специально ходить по гостям, чтобы наесться вволю.

И последнее.

В Евангелии Христос говорит Своим ученикам: «Когда же ты постишься, не будь унылым как лицемеры…». Уныние и скорбность не есть проявление постности и углубленности в духовные материи. Скорее наоборот: уныние - симптом того, что мы как-то повели себя не так. Пост не нечто показное для всех, а есть своеобразное таинство общения между нами и Богом, нечто очень личное и сокровенное для человеческой души. Так будем же не «выпячивать» его перед всеми, чтобы они нас хвалили: «Ах, какой ты постник!». Пусть для мира, для наших сослуживцев он будет тайной. И Бог, видящий тайное, воздаст нам явно.

Оригинал взят у o_alexandr75

***
Пост: неядение людей http://iskander-bel.livejournal.com/295​699.html

Афонские святые и старцы о посте и воздержании http://iskander-bel.livejournal.com/296​642.html

Поучение говеющим в дни Великого поста. Равноапостольный Николай Японский http://iskander-bel.livejournal.com/298​701.html

Великий пост - самое прекрасное время в жизни христианина, время, когда мы в особенности прилежим важнейшим в нашей жизни деланиям: покаянию, очищению сердца, молитве. О том, как провести Великий пост с духовной пользой, каковы условия для совершенной молитвы, рассказывает в своей беседе известный проповедник митрополит Лимассольский Афанасий http://iskander-bel.livejournal.com/296​181.html

Как изменить нашу жизнь в Великий пост - беседа епископа Пантелеимона (Шатова)
http://www.pravmir.ru/kak-izmenit-zhizn-v-post/
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в одной из своих бесед в Марфо-Мариинской обители с Друзьями милосердия рассказал об особенностях великопостных богослужений, о череде великопостных праздников, о смысле и значении Великого поста.
+++
Великопостная молитва святого Ефрема Сирина
• Протопресвитер Александр Шмеман • http://iskander-bel.livejournal.com/292​686.html

+Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

+Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

+Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

и не осуждати брата моего,

яко Благословен еси во веки веков.

Аминь.

+Боже, очисти мя, грешного! (12 раз)

***
Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.

Правило 69 Св. Апостолов

христианство, говение, пощение, пост, Великий пост, аскетика, Православие

Previous post Next post
Up