Сосредоточение России - головная боль далёких и близких "друзей".
Соседи, зачастую веками жившие не просто "бок о бок", а зачастую и в одном государстве, нервно дёргаются при упоминании о усилении России или, хотя бы, о каких-то успехах. Это вполне понятно, ибо любой русский успех - очередная подножка их ублюдочной государственности, которая-то в принципе возможна только в условиях российского раздрая и слабости. Они-то, современные постсоветские псевдогосударства, и возможны только при слабой России, иначе - конец лавированию и многовекторности, придётся идти в лимитрофы к пиндосам, а не очень хочется. Но, в случае с сильной Русью, ей даже не потребуется проводить какую-то особо агрессивно-активную политику, сам естественный ход событий, сила обстоятельств, наподобие Первого закона Ньютона, вовлечет эти страны в орбиту общерусской интеграции.
Поэтому и волнуются и даже бесятся элиты разных Окраин, Азербайджанов и многочисленных Станов. Вот и занято одно из крупнейших изданий Азербайджана гаданием по поводу усиления Каспийской военной флотилии по типу "Что бы это значило?":
Россия вывела на Каспий самый мощный корабль
("
Зеркало.az",
Азербайджан)
Что это - подготовка к войне с Ираном или элемент сдерживания для всех соседей по морю-озеру?
Представители ОАО «Зеленодольский судостроительный завод имени Горького» прибыли на днях в Астрахань и передали Каспийской флотилии РФ новейший ракетный корабль «Дагестан». Российские СМИ сообщают, что современный ракетный корабль «Дагестан», который отныне «поселился» на Каспии, оборудован современной стелс-технологией. Специальное оборудование помогает искажать реальные границы корабля и менять магнитное поле.
«Дагестан» предназначен для борьбы с подводным, надводным и воздушным противником при выполнении комплекса задач (несение дозорной службы, охрана государственной границы и морской экономической зоны и др.) в ближней морской зоне. Это - первый корабль российского ВМФ, вооруженный универсальным ракетным комплексом Калибр-НК, способным применять несколько типов высокоточных ракет - как по надводным, так и береговым целям. Дальность стрельбы крылатыми ракетами составляет до 300 километров, мишенью могут служить не только надводные, но и наземные цели. Помимо ракетного вооружения, «Дагестан» оснащен скорострельными пушками и системой зенитного огня. Это делает его многофункциональным кораблем. По словам разработчиков, до статуса полноценного фрегата ему недостает разве что противолодочного вооружения, однако на Каспии нет подводного флота, и торпедное оружие, в принципе, запрещено.
Между тем, российский портал KM пишет, что Москва судорожно ищет ответы на военно-стратегические вызовы, которые бросает ей развитие ситуации вокруг Ирана и в Сирии. Зачем России на Каспии такой корабль, как «Дагестан», вооруженный российскими аналогами американских крылатых ракет «Томагавк»? - задается вопросом издание. Для противостояния - кому? Ведь ни одно прикаспийское государство не имеет в составе своих ВМС корабля, хоть в чем-то сопоставимого по боевой мощи. Тем самым Россия готовится к войне за Иран? Или, быть может, наоборот - с самим Ираном, но уже в составе почти оформившейся антииранской коалиции? Последнее вроде бы выглядит сейчас полным абсурдом, учитывая, какие усилия прилагает российская дипломатия, чтобы спасти от внешней агрессии и Сирию, и Иран. Но одно дело - текущие дела российского МИД, и совсем другое - тайные планы военно-политического руководства России. Как показал совсем недавний (и очень, кстати, печальный для России) опыт «разрулирования» ситуации в Ливии, тут, как говорится, есть варианты...
Начать с того, что включение в состав Каспийской флотилии корабля с таким вооружением выглядит, скажем так, довольно экзотически. Заместитель президента Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1-го ранга Константин Сивков так описал изданию его возможное предназначение: «На кораблях типа «Дагестан» могут быть установлены ракетные комплексы с дальностью стрельбы 250-300 километров. Ракетный комплекс «Калибр-НК», о котором идет речь, является аналогом американского «Томагавка». Я сегодня не вижу там для него задач. Если бы имел место военный конфликт с Ираном, намного эффективнее был бы удар ТУ-95МС или ТУ-160, которые несут ракеты, аналогичные тем, что установлены на «Дагестане». Чтобы нанести серьезный ущерб военным объектам противника, нужно сделать залп из 200-300 ракет. На это у нас способна только стратегическая авиация. К тому же, сегодня последнее, что хотел бы получить Иран, - это обострение отношений еще и с Россией. Он и так - в международной изоляции. Поэтому не стоит ожидать военного конфликта между нашими странами. Я думаю, что корабль с таким вооружением - гораздо нужнее в составе других флотов России, а на Каспии он является совершенно избыточным».
Так почему же военное руководство РФ все-таки направило на Каспий такой корабль? - интересуется издание. «Видимо, рассматривается вероятность его применения в Центральной Азии или в случае обострения ситуации на Кавказе, - предполагает эксперт. - Конфликты между Южной Осетией и Грузией, Арменией и Азербайджаном продолжаются. Давайте посмотрим, на кого этот корабль может воздействовать при дальности применения ракет в 300 километров? Это - Иран. Но мы уже установили, что атаковать его таким способом - глупость. Ракеты могут быть направлены по Азербайджану на глубину 300 километров или - через Дагестан - по Грузии. Но такой корабль может быть легко уничтожен силами тактической авиации противника. Казахстан и Туркменистан даже не рассматриваем - это почти своя территория. Я думаю, этот корабль могли перевести на Каспий, потому что наша страна готовится к началу конфликта на Ближнем Востоке и потому проводит общее усиление наших сил в этом регионе. Я думаю, что наше руководство осознает неизбежность большой войны в регионе».
В конце прошлого года военные источники «Независимой газеты» информировали, что геополитическая обстановка, складывающаяся вокруг Сирии и Ирана, побуждает Россию в ускоренном порядке совершенствовать свои военные группировки в Закавказье, на Каспии и в регионах Средиземного и Черного морей. Причем, в военной сфере подготовка России к минимизации потерь от возможных военных действий против Тегерана была начата еще более года назад, а к исходу 2011 года она была почти завершена.
По информации источников в Минобороны, в октябре-ноябре 2011 года была полностью оптимизирована 102-я военная база в Армении. Семьи военнослужащих вывезены в Россию, а российский гарнизон, дислоцированный близ Еревана, сокращен; воинские подразделения, дислоцированные там, переведены в район Гюмри, поближе к турецкой границе. Именно с территории Турции возможны удары войск США по объектам в Иране. Какие задачи в связи с этим будет решать 102-я база - пока не совсем ясно. Но известно, что с 1 декабря в полную боевую готовность приведены российские войска на военных базах в Южной Осетии и Абхазии. А корабли Черноморского флота дрейфуют неподалеку от границы с Грузией, которая в этом конфликте может выступить на стороне антииранских сил.
В Избербаше (Дагестан), то есть - почти рядом с азербайджанской границей - в постоянную боевую готовность приведен отдельный береговой ракетный дивизион, оснащенный противокорабельными ракетами берегового комплекса «Бал-Э», дальность действия которых составляет 130 км. А в район Махачкалы и Каспийска из Астрахани передислоцированы все ракетные катера Каспийской флотилии для создания здесь единой корабельной группировки. При этом, к флагману флотилии, сторожевому ракетному кораблю «Татарстан», сообщало тогда издание, вскоре должен присоединиться и ракетный корабль «Дагестан». Именно это, собственно, сейчас и произошло. Источники издания отмечали также, что в Минобороны РФ озабочены состоянием материально-технического обеспечения группировки войск в Армении. 102-я военная база - это ключевая точка, форпост России в Закавказье. Она занимает очень важное геополитическое положение. Но в Кремле опасаются, что это положение будет утрачено.
Р.Оруджев
Оригинал публикации:
Зеркало.azПеревод:
ИноСМИМного или мало, обещанные к конце года 10 - 15 кораблей в составе ВМФ РФ?
"Недостаточно, мало" - считает военный эксперт Владимир Шурыгин. Но даже такое количество вызывает нервное покуривание заокеанских друзей, поэтому и утешают себя мыслями, что русские дурачки не спасобны создать современный авианосный корабль:
Россия начнет строительство авианосцев? ("
Voice of America",
США)
Помимо сообщений о том, что глава ВМФ России вице-адмирал Виктор Чирков говорил о планах создания российских военно-морских баз на Кубе, Сейшелах и во Вьетнаме, в СМИ цитируют также его слова о том, что Россия намерена приступить к строительству собственных авианосцев после 2020 года.
Благодаря своей высокой маневренности, позволяющей быстро концентрировать значительные силы в любой точке мирового океана, отечественные авианосцы могут способствовать возрождению статуса России как великой морской державы. Нынешняя государственная программа вооружений (на период 2011-2020) предусматривает финансирование ремонта и модернизации единственного российского авианосца проекта 11435 «Адмирал Кузнецов». Даже по классификации самого российского военно-морского флота (ВМФ), это судно является «тяжелым авианесущим крейсером», а не авианосцем как таковым, потому что его воздушный компонент имеет ограниченную функциональность. Корабль часто находился в нерабочем состоянии после того, как он вошел в состав Северного флота в январе 1991 года.
В ноябре прошлого года руководство ВМФ России выдвинуло предложение построить две авианосные ударные группы к 2027 году. Одна будет входить в состав Северного флота (для развертывания в основном в Атлантическом океане), другая - Тихоокеанского флота, т.е. региона, который приобретает все большее значение для мировой экономики и изобилует горячими точками. Руководители ВМФ рассмотрели, но, в конце концов, отвергли тот вариант, при котором Россия должна была бы и впредь полагаться лишь на традиционные надводные и подводные суда. Вместо этого, российские военные стратеги одобрили так называемую «американскую модель» авианосного ударного соединения. В данном случае, в дополнение к авианосцу, ударное соединение включает в себя более десятка вспомогательных судов сопровождения, такие как крейсеры, эсминцы, фрегаты, корветы, десантные корабли, многоцелевые подводные лодки, и, возможно, ледоколы для развертывания действий в Арктике.
Однако, несмотря на неоднократную поддержку таких инициатив со стороны российского руководства, аналогичные планы до сих пор так и не были воплощены в реальность из-за отсутствия денежных средств и в силу ряда других причин. В июле 2008 года, тогдашний главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий заявил, что флот намерен создать пять или шесть авианосных групп. В том же году, президент Дмитрий Медведев также заявил, что Россия намерена строить авианосцы в рамках своей общей программы военного перевооружения. Однако позже ВМФ России отказался от этих планов, объявив, что не будет строить новый авианосец, по крайней мере - в течение следующих десяти лет.
Возникает вопрос, а сможет ли российская оборонная промышленность в относительно короткий срок приступить к строительству таких больших и сложных систем вооружения, как современный авианосец, и необходимые для его оснащения палубные самолеты? Россия в настоящее время не располагает большим сухим доком, необходимым для постройки авианосцев. Авианосец «Кузнецов» и его палубная авиация были созданы в Украине в 80-х годах, когда оборонная промышленность этой республики была частью интегрированного советского военно-промышленного комплекса.
Следует учитывать, что даже в период расцвета советского военно-промышленного комплекса, Советский Союз испытывал трудности при создании авианосных кораблей, соответствующего оборудования и самолетов, сопоставимых по своим боевым возможностям с флотами стран НАТО. Современный же российский ВПК часто сталкивается с серьезными сбоями в производстве и перерасходом средств при модернизации сложных судов, таких, например, как «Адмирал Горшков», который недавно был передан ВМС Индии после нескольких лет задержек и превышения сметы.
Если бы руководство российского минобороны верило в потенциал отечественных судостроителей, то тогда именно им доверялось бы проектирование и строительство современных военных кораблей - это стало бы индикатором возвращения России в статус великой державы. Однако хорошо известно, что в настоящее время минобороны РФ все больше сотрудничает с иностранными компаниями при закупке передовых военных технологий.
Можно вспомнить, что Россия заключила с Францией контракт на приобретение десантного корабля «Мистраль» и еще нескольких подобных судов. У ВМФ России не только отсутствует такой крупный десантный корабль, как «Мистраль», но и маловероятно, что российские судостроители смогут построить такое сложное судно без иностранного содействия. Желание ВМФ России иметь базы за рубежом понятно. Как и желание иметь собственные авианосцы. Однако для этого необходимо сначала иметь больше надежных кораблей и судостроителей.
Ричард Вайц - старший научный сотрудник и директор
Центра военно-политического анализа в Гудзоновском институте (Hudson Institute) в Вашингтоне.
Оригинал публикации:
voanews.com/russianОпубликовано:
ИноСМИ В общем, желают выдать желаемое за действительное, как будто не замечая, что уже начинают бороздить просторы океана два авианосных корабля нашей постройки, правда под китайским и индийским флагами. А вообще, подобного рода публикации должны прекратить многолетние споры о целесообразности авианосцев для российского флота. Ведь появление в Мировом океане русских авианосных витязей подрывает мировое могущество англосаксонской цивилизации. Значит надо строить!