В связи с опубликованием моей стать на сайте
"Альтернатива", решил разместить материал в моем блоге.
О персональной ответственности - 1
Александр Позин
Превью:
2012 год - год знаменательный своими юбилеями, годовщинами «сворачивания харь» завоевателям с Запада. Ровно 200 лет назад наш героический народ «своротил харю» самому Наполеону, а 70 лет назад «начистил» морду гитлеровским воякам. Отдавая дань восхищения подвигу наших предков, вспомним о Главнокомандующих Победы, о их боевой работе, а заодно вспомним и о значении такой категории. Как персональная политическая ответственность руководителя.
Статья:
Вся человеческая история есть пример сосуществования коллективного и индивидуального начал. В эпоху, когда человек недавно слез с ветки и всё было общим, все решения род принимал сообща. Лишь позже, когда появилось слово «Моё», кто-то один, самый сильный и могущий отобрать кость у соседа, сказал соплеменникам: «Я самый ГЛАВНЫЙ!»
С тех пор и соревнуются в действенности авторитарный и демократический стиль управления, руководства. Но поскольку верховенство всегда сопряжено с ответственностью по-прежнему актуальным является вопрос о том, что эффективнее: персональная или коллективная ответственность?
Конечно, монарх или какой-нибудь вождь мог испрашивать совета у лучших людей, но все эти советы старейшин, палаты лордов, боярские думы были лишь обычаем, политической практикой, но не законом. И знаменитое «Государь указал и
бояре приговорили» означало лишь общепринятую формулировку, а не обязательную процедуру. Всё изменилось на заре Нового времени. Те самые органы, которые верноподданнически советовали Государю лишь то, чего он сам решил, пожелали быть постоянным институтом власти наряду с первым лицом и стали требовать даже присяги от самого монарха. Крестоцеловальную клятву давал первый выборный русский царь Василий Шуйский, по некоторым сведениям что-то нечто присяги пробормотал и первый Романов, 16-летний отрок Миша.
С началом либеральной эпохи стало править бал коллективное творчество. Руководители научились мастерски избегать персональной ответственности, спрятавшись за спины советчиков. Управляло коллективное «НИКТО». А нет человека - и спроса нет. В России простые и понятные Приказы, были заменены на мутные Коллегии с размытыми функциями. Любое элементарное решение приходилось долго и мучительно согласовывать с невероятным количеством лиц и учреждений.
Как это отразилось на эффективности хорошо видно в военном деле. Тогдашние военачальники отнють не были ЕДИНОНАЧАЛЬНИКИ. Любой приказ буквально вымучивали на военном совете. Поэтому и сражений было немного (предпочитали «крепостя» в облоге держать), и решительность ведения боевых действий оставляла желать лучшего. Коллегиальный принцип ведения войны был доведен до абсурда в Австрийской империи. Австрийские командующие и думать не моли принять самостоятельное решение без его одобрения придворным военным советом империи - ГОФКРИГСРАТОМ. Поначалу сей орган вел себя скромно, но когда, в пору своего расцвета, стал диктовать свою волю войскам за сотни километров, как-то оказалось, что не стало уже у Австрии полководцев уровня Валлентайна, Карла Лотарингского или Евгения Савойского. Военачальники попросту стали бояться, да и разучились брать на себя ответственность. А когда встретились на полях сражений с армией, подчиняющейся воле одного человека, как часовой механизм работает от одной пружины, австрияки были неоднократно и позорно биты.
Современная европейская либеральная мысль однозначна: автократия, предполагающая личную ответственность, есть КАКА, в то время как демократический, коллективный, коллегиальный стиль руководства - однозначное ВАУ! А по-моему, коллективная ответственность рождает безответственность! Что я и собираюсь доказать на трёх эпизодах.
(Продолжение следует)
Александр Позин,
специально для
alternatio.org