Эксперт: "Давайте не будем отказывать в термине "русский" ни жителям Белоруссии, ни жителям Украины"

Apr 21, 2012 01:21

Постепенно происходит самое страшное, что может быть между разными частями русского народа, в одночасье оказавшегося разделенным политически: взаимное отчуждение. Это, а также споры о национальной идентичности и кто более русский, способны более всяких и политических вопросов возвести между нами непреодолимую преграду.Все спорные вопросы надо не замалчивать, а проговаривать. Поэтому можно только приветствовать совместные дискуссии и конференции, наподобие пршедшеей 18 апреля конференции памяти белорусского историка Игоря Оржеховского "Западнорусизм: прошлое и настоящие".


Небольшой отчет о конференции дон в материалах ИА REGNUM:

Принявшая в дискуссии белорусский филолог Любовь Левшун (г.Минск) отметила, что исторически Белоруссия представляла собой пограничье, в специфических условиях которого формировался белорусский язык ("беларуская мова"), белорусский менталитет, оригинальные идейные течения - в т.ч. западнорусизм. "В Белоруссии на пограничье - культурном и цивилизационном пограничье возникло несколько типов идеологий, это было неизбежно. И все из них имеют право на существование. Одна из них - наиболее древняя, самая глубокая идеология - западнорусизм. Другая идеология, пришедшая с Запада,забрала у нас элиту, часть культуры и сформировала другую идеологию - западноевропейскую. Западнорусисты мыслили себя как часть русского народа, православного народа, а их оппоненты мыслили себя как часть западноевропейской культуры", - сказала она.


"В Великом княжестве литовском понятие "русский" было не национальным, а конфессиональным", - сказала Левшун. Она отметила также, что давно назрел вопрос об отдельном сравнении того языка, на котором велось делопроизводство в ВКЛ и который назывался "русским" - с современным русским языком.

Обращаясь к вопросам политической истории Белоруссии, Левшун заявила: "Можно быть русской и не желать объединения с Россией". Выступление филолога активизировало дискуссию среди белорусских участников конференции.

Историк из г.Гродно (Белоруссия) Александр Романчук не согласился с некоторыми тезисами, озвученными Любовью Левшун, отметив безосновательность суждений о наличии в XIX веке некоего идейного течения "тутэйшасци" наряду с западнорусизмом и польско-католической традицией. По мнению Романчука, именно радикальный водораздел между ощущавшими себя частью Русской цивилизации белорусами - с одной стороны, и частью западной культуры шляхтичами (подвергшимся полонизации местным привилегированным сословием) - с другой стороны, предопределил успех церковной унии, в результате которой греко-католики ("униаты") воссоединились с Православной церковью (РПЦ). По мнению исследователя, если бы не было такого жесткого размежевания, то церковная уния XIX века, осуществлённая при предводительстве греко-католического митрополита Иосифа Семашко (в дальнейшем - православного митрополита Виленского) "не была бы столь массовой, успешной и не прошла бы в столь короткие сроки".

В ходе дискуссии прозвучало мнение о том, что в настоящее время среди священнослужителей Белоруской православной церкви (БПЦ) есть и те, кто считает, что "у нас здесь своё православие - не "московское", а в Москве - своё православие, и именно эта группа людей выступает против канонизации митрополита Иосифа Семашко". Романчук отметил, что "если бы не Иосиф Семашко и его деятельность, то здесь (в Белоруссии, - прим. ИА REGNUM) не было бы никакого западнорусизма".

Кирилл Аверьянов (г. Москва) отреагировал на ряд распространившихся концепций о происхождении белорусов и в своём выступлении отметил: "Балтские ориентиры нужны "свядомой" интеллигенции для установления барьеров перед белорусами и великороссами на пути их этнического единства, их общерусского единства", - констатировал Аверьянов. Некоторые деятели, позиционирующие себя как радетели за интересы белорусов, пытаются доказать, что белорусы - "в большей степени балты, нежели славяне", отметил российский историк. Такая постановка вопроса, по мнению московского эксперта, совершенно неправомерна и не выдерживает никакой критики, но существует и популяризируется. "С этой же целью некоторые историки пытаются разглядеть корни белорусской государственности в Великом княжестве литовском, а не в Древней Руси, как это следовало бы делать. Эти теории ("балтскости" белорусов, истоков белорусской государственности в ВКЛ, - прим. ИА REGNUM) мне представляются настолько абсурдными и несоответствующими исторической действительности, что могут быть востребованы лишь малообразованной публикой", - сказал Аверьянов.

Олег Неменский (г.Москва), комментируя выступления участников конференции, заявил: "Противопоставление русского и белорусского языков неправомерно, неверно исторически и идеологически. Никакого приоритетного права на русский литературный язык россияне не имеют". Он призвал обратить внимание на то обстоятельство, что современный литературный русский язык развивался не только усилиями великороссов.

"У нас в России покорёженная, покалеченная русскость", - сказал Неменский, реагируя на критические замечания украинских и белорусских участников конференции в адрес своих местных властей. "У нас традиционно понятие идентичности исходило из того, что русский человек - это русский человек на русской земле, русский православный. Давайте не будем отказывать в термине "русский" ни жителям Белоруссии, ни жителям Украины", - заявил Неменский.

Как сообщало ИА REGNUM, организатором состоявшейся 18 апреля конференции "Западнорусизм: прошлое и настоящие" выступило Научно-просветительское интернет-издание "Западная Русь". Участие в онлайновой конференции приняло около 30 представителей Украины, Белоруссии, России - историки, философы, филологи, священники и общественные деятели.

20 апреля 2012, Любовь Левшун
http://www.imperiya.by/aac25-12767.html

Украйна, национализм, выбор, народ, Евразия, общество, русские, livejournal, Родина, Русь, Запад, империя, Белоруссия, мир, нравы, история мир, общественное мнение, язык, цивилизация, идеология, славяне, Россия, русский язык, альтернативная история, русофобия, власть, воссоединение

Previous post Next post
Up