Дети Евразии
Евразийское пространство издревле было имперским, поскольку для его процветания требовалось объединение множества племён и народностей. В противном же случае, когда ослаблялась центральная власть, воцарялась анархия.
Первой из зафиксированных писаной историей евразийских империй была Великая Скифия. Долгое время, согласно Геродоту, считалось, что её пределы были ограничены в Северном Причерноморье. Однако более внимательное изучение исторических источников и археологических данных (особенно свидетельств современников Александра Македонского, глубже всех проникшего на Восток) позволило установить, что власть скифских царей распространялась от нижнего Дуная, по крайней мере, до Алтая.
Язык наш...
Кстати, об Алтае. Когда войска персидского царя Дария вторглись в причерноморские степи, скифы заявили, что только тогда вступят с ним в генеральное сражение, когда персы доберутся до могил их древних царей. Местность эта по греческим источникам называласьГерры. Более поздние историки искали её на Днепре, на Дону, на Кубани, где имелись скифские курганы. Однако, как выяснилось уже в ХХ веке, главные захоронения скифских владык находились именно на Алтае. Так что персы просто не сумели воспринять скрытую иронию, заключавшуюся в предложении скифов добраться до могил предков. Двигаться к ним медленному персидскому войску пришлось бы годами. А оно не выдержало и нескольких недель…
В Скифии обитали десятки племён и народов, причём говоривших на самых разных языках: на собственно скифском, на славянском, фракийском, индоарийском (синдо-меоты), германском (геты, фиссагеты, массагеты, эфталиты), кельтском, финно-угорских, тюркских, кавказских. Все эти племена внутри скифской империи постепенно перемещались, смешивались, селились чересполосно. Тот ж Геродот писал, что торговые караваны, пересекавшие Великию Скифию, вынуждены были пользоваться услугами десятков переводчиков. Недаром ведь сказано, что империя есть форма сосуществования народов.
Нередко племена переходили с языка на язык. Так, в названии финского народа «мордва» слышится корень «мард» - на северо-иранских языках - мужчина. Кстати, древнерусское «смерд» восходит к тому же корню. Да и в наше время ещё явственно видны следы древнего смешения народов. Украинские фамилии, как правило, оканчиваются на «ко». Это окончание имеет в адыгском языке значение «сын». Тюркские корни имеют фамилии, оканчивающиеся на «юк». И совершенно не обязательно они проникли к нам во времена татарского нашествия. Могло это быть гораздо раньше.
В старом самоназвании казаков «черкасы» явственно слышится «черкесы». Собственно, славянские предки казаков, а казаки по-тюркски означает «вольные люди» звучало как «бродники». Даже такая распространённая украинская фамилия, как Шевченко имеет адыгское происхождение и происходит от кавказского названия священнослужителя «шеуджен». А сын священника, соответственно, «шеудженко».
Подобные проникновения кавказских слов в славянскую речь следует признать очень давними, когда славянские племена обитали в приазовско-черноморском регионе по соседству с кавказцами. А было это во времена существовавшей в первом тысячелетии новой эры так называемой салтово-маяцкой культуры, объединявшей славян, алан, черкесов, тюрок и другие племена. Салтовцы были подлинными наследниками Великой Скифии. На базе этой культуры существовали русский каганат в Приазовье и в бассейне Дона - предшественник Киевской Руси, северо-кавказская Болгария - в бассейне Кубани, Хазария - в бассейне Терека и позднее на Нижней Волге. Наследие этого периода чувствуется ещё и в наши времена.
В плену «чёрных» легенд
Вслед за русским историком Дмитрием Иловайским, работавшим во второй половине ХIХ века, мы можем считать, что древнерусское государство одним из своих истоков имело именно причерноморско-приазовский регион, в том числе и наш край. Именно его арабские авторы, по всей видимости, именовали Артанией - третьим центром Древней Руси (первый - Куявия, Древний Киев, второй - Славия, то есть Древний Новгород). В пользу этого утверждения служит свидетельство арабов о том, что русская Артания соседствовала с Болгарией, а родина болгар как раз и есть Прикубанье и Приазовье.
Таким образом, опираясь на тройственный корень Древней Руси, можно смело отбросить норманистскую теорию, утверждавшую, что у истоков нашей истории стояли пришельцы-варяги, именовавшиеся Русью. Русы или росы упоминаются в Приазовье и в Причерноморье за несколько веков до появления Рюрика.
Но если с созданной немецкими учёными «чёрной» легендой о том, что варяги основали Русь, можно считать поконченым, то вторая легенда о тюркском происхождении болгар остаётся в ходу, хотя её ещё в позапрошлом столетии убедительно опроверг Дмитрий Иловайский. Основана эта легенда на так называемой туранской теории немцев Энгеля и Тунмана, утверждавших, что болгары - потомки одного из гуннских племён. А гунны - пришельцы из Центральной Азии, понятное дело, говорившие на тюркском языке.
Однако ещё греческие и римские историки первого и второго веков нашей эры упоминают гуннов - хунов, как одно из коренных причерноморских племён. Кстати, само их название на одном из восточно-германских языков означает «кровники». Хуны враждовали с гетами-готами. И, в конце концов, в союзе со славянами ниспровергли их империю в четвёртом веке новой эры. А поскольку у античных писателей водился обычай все подчинённые племена именовать по имени господствующего племени или по старому географическому названию места их обитания, то русские частенько выступали под именем скифов и тавроскифов, а болгары - под наименованием гуннов.
Так кто же такие болгары?
Вслед за великим Ломоносовым уверен, что болгары - это славяне, а их название не что иное, как искажённое «волгари», то есть жители Поволжья, историк Дмитрий Иловайский отвергал туранскую теорию их происхождения. Он писал, что народное название «болгаре» или «волгаре» принадлежит славянскому языку. Оно происходит от славянского слова «Волга», то есть «волога» или «влага».
Под давлением хазар часть болгар переселилась к месту слияния Волги и Камы, где основала так называемую Камскую Болгарию. Ядро её населения было славянским, но в значительной мере уже смешанным с тюрками. Дальнейшей тюркизации способствовало принятие ислама и постоянный контакт с тюркскими народностями Великой степи. Однако арабские авторы ещё долгое время упорно называли правителя Камской Болгарии царём славян. Так что нынешних казанских татар - прямых потомков болгар - вполне можно считать не только коренным народом России, но и кровными родичами русских. И русские, и татары равно дети одной матери - Евразии.
Предки будущих дунайских болгар появились на Балканах ещё в четвёртом-пятом веках нашей эры. Вместе с другими славянскими племенами они участвовали в многочисленных набегах на Византийскую империю, оттесняя греков с Дуная.
Иловайский и другие авторы обращают внимание на то, что в отвоёванных у византийцев провинциях болгары основывали города с такими же названиями, как и на Руси: Вышгород, Смоленск, Остров, Верея, Переяславль, Плесков и так далее. Врядли тюрки стали бы пользоваться славянскими названиями. А присутствие тюркских слов в болгарском языке, так же, как и в русском и украинском, объясняется не чем иным, как вековыми контактами с тюркскими племенами.
Опровержение лжи
И всё же сторонники «чёрных» легенд, опираясь на большинство исторических источников, утверждают, что древние и средневековые авторы отличали русов и болгар от славян. В частности, те же арабские авторы писали, что русы плавают по рекам и собирают дань со славян. Это послужило утверждением норманистов, что-дерусы - это скандинавы. Равно и болгар считают тюркскими кочевниками, поскольку древние историки называли их под разными именами, чрезвычайно редко отождествляют их именно со славянами. Хотя в действительности нигде не называют их тюрками.
Ну что на это можно ответить? Родиной славянской православной цивилизации, вне всякого сомнения, является именно дунайская Болгария. С помощью болгарских священников строились первые церкви на Руси, да и славянская грамота пришла к нам оттуда же.
Что касается самоназваний «болгары» и «русы», то, как уже об этом говорилось выше, это этнонимы именно господствующих племён. И лишь болгарские книжники, на основании существовавшего тогда языкового единства славянских народов, пришли к выводу, что и русы и болгары - представители славянского мира. Именно им мы и обязаны зарождением общеславянского самосознания. Ведь к тому времени болгарами стали называть себя все славяноязычные жители восточной части Балкан. А племена Восточной Европы также признали себя русскими.
Евразия и славянский мир всегда были костью в горле западных «цивилизаторов». И они пользовались даже малейшей возможностью, чтобы принизить их значение в мировой истории, внести рознь между славянскими и евразийскими народами. Именно этим целям служили и служат норманская и туранская теории.
Однако они не выдерживают, как мы уже видели, сколько-нибудь объективной исторической критики. Хотя и продолжают ещё вовсю использоваться западной пропагандой. Для евроатлантистов самый жуткий ночной кошмар - это восстановление евразийско-славянской империи на пространствах от Дуная до Тихого океана. Они всё делают для того, чтобы этого не произошло. Ну а смыслом нашей жизни должно быть противостояние их тысячелетнему «натиску на Восток».
Василий СЕМЁНОВ
Донецкий коммуникационный ресурс