Статья о нашем флагмане большого энтузиаста и знатока ВМФ, русского патриота Олега Капцова на ресурсе
:
Атомный крейсер "Петр Великий" против системы "Иджис"
Усиление присутствия ВМФ России в Мировом океане откликнулось потоком громких сообщений в СМИ: интервью, вопросы, прогнозы, комментарии и оценки отечественных и зарубежных экспертов. Главной «звездой» происходящих событий, как обычно, является атомный ракетный крейсер «Петр Великий» - самый крупный из неавианесущих боевых кораблей в мире, 26 000-тонный исполин с монументальным обликом имперского крейсера и тремястами ракет на борту. Всякий раз, при упоминании имени «Петра», на форумах начинается его сравнение с зарубежными кораблями аналогичного класса и назначения. Разумеется, прямых аналогов отечественного ТАРКРа не существует - этот крейсер уникальный в своем роде технический шедевр. Но, по ряду параметров, соперников подобрать можно: возможности ПВО «Петра» принято сравнивать с американскими Иджис-крейсерами (или эсминцами - что, впрочем, одно и то же). И вот здесь-то и начинается самое интересное…
Пуск зенитной ракеты комплекса С-300Ф
- Крейсер несет на борту 200 с лишним зенитных ракет, этого хватит на всех - уверенно заявляют патриоты. - Нет! - вопят проамерикански настроенные граждане, - боевая информационная система «Иджис» («Эгида») стоит целого мира. Ваш крейсер просто щенок по сравнению с проверенной «Тикондерогой» или «Орли Берком». - Идите к чертям! - выходят из себя сторонники отечественного флота - на нашем крейсере стоят два комплекса С-300 - только попробуйте сунуться! - Стреляй, дешевка! - отвечают им из-за океана - Корабли янки умеют поражать цели на низкой околоземной орбите - вот где настоящая, а не показная мощь! Конструктивного диалога не случается до тех пор, пока кто-нибудь из бдительных граждан не замечает странности в облике российского крейсера: - Господа, отчего надстройки «Петра» выглядят, словно чернобыльский лес после аварии? Вычурный силуэт, громоздкие пирамидальные мачты, по всюду торчат раскидистые «ветви» антенных устройств радаров и систем связи… Одно лишь перечисление этого «зоопарка» способно вызвать улыбку: комплекс радиолокационных средств «Петра Великого» включает в себя радары «Восход», «Фрегат М2», «Подкат», «Позитив», «Волна», 4Р48 с фазированной антенной решеткой, антенный пост 3Р95, радар управления артиллерийским огнем МР184 «Лев», наконец, две навигационные РЛС «Вайгач-У».
Помимо общей нерациональности и сложности в согласовании работы столь большого количества радиотехнических средств, неряшливый облик «Петра» здорово увеличивает его заметность - крейсер сияет на экранах вражеских радаров, подобно ярчайшей звезде. Наверняка определенную роль сыграли «отсталые большевистские технологии»… Но не до такой же степени! Каким же ладным и современным, после этого, кажется американский Иджис-эсминец типа «Орли Берк» - чистые линии надстроек, выполненных с учетом технологии «стелс», минимум внешних декор-элементов, единственный многоцелевой радар обнаружения с неподвижными полотнами ФАР. Американский «Берк» похож на гостя из других миров - настолько необычен его облик, по сравнению с кораблями российского ВМФ.
Эсминец типа "Орли Берк"
В гламуре высоких технологий, или Скупой платит дважды Американский корабль построен вокруг боевой информационно-управляющей системы «Иджис», объединившей в себе все средства обнаружения, связь, оружие и системы борьбы за живучесть корабля. Универсальные эсминцы-роботы способны обмениваться информацией с себе подобными и принимать решения за командира. К созданию подобной системы янки шли 20 лет - по-настоящему серьезная разработка, в которой заложены самые прогрессивные идеи современного морского боя: во главе угла стоит обнаружение и мгновенная селекция целей. Американский корабль первым примет решение, первым выстрелит и первым уничтожит противника. Пентагон называет Иджис-эсминцы лучшей морской системой ПВО на сегодняшний день. Ключевой элемент системы - радиолокационная станция AN/SPY-1, представляющая комбинацию из четырех плоских фазированных антенных решеток, закрепленных по бокам надстройки эсминца. «Спай» способен в автоматическом режиме выполнять поиск по азимуту и углу места, осуществлять захват, классификацию и сопровождение сотен воздушных целей, программировать автопилоты зенитных ракет на стартовом и маршевом участках траектории.
Фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1D
Применение единого многофункционального радара позволило упростить сбор и анализ информации, а также исключить взаимные помехи, возникающие на других кораблях при работе большого числа радиолокационных станций. Однако, за видимым преимуществом SPY-1 скрывается сложнейшая техническая проблема: Как научить радар эффективному обнаружению целей на больших и на малых дистанциях одновременно? Дециметровые волны («Спай» работает в диапазоне S) хорошо отражаются от морской поверхности - шквал помех затрудняет распознавание несущихся над самой водой ракет, делая эсминец совершенно беззащитным перед сверхзвуковыми ПКР. Кроме того, низкое расположение антенн SPY-1 сокращает и без того небольшую дальность обнаружения низколетящих целей, отнимая у корабля драгоценные секунды, необходимее для реакции на угрозу. Никто в мире не рискнул повторить американский фокус с «единым многофункциональным радаром» - на проектах боевых кораблей, созданных в других странах, в дополнение к радару общего обнаружения всегда предусматривается установка специализированной РЛС для обнаружения низколетящих целей:
- британский «Дэринг» (дециметровый обзорный S1850M + сантиметровый SAMPSON)
- франко-итальянский «Горизонт» (S1850M + сантиметровый EMPAR)
- японский «Акидзуки» (двухдиапазонный FCS-3A с активными ФАР. По-факту - два радара (диапазон С и X), объединенных под общим названием).
Но как обстоят дела с обнаружением ВЦ у российского атомного крейсера? Радары «Петра Великого» У российского корабля все в полном порядке - обнаружение воздушных целей возложено на три радиолокационные станции различного назначения: - мощный обзорный радар МР-600 «Восход» (расположен на вершине фок-мачты - первой мачты с носа корабля); - трехкоординатный радар МР-750 «Фрегат М2» с фазированной антенной решеткой (располагается на вершине следующей, более низкой грот-мачты); - специализированная двухкоординатная РЛС МР-350 «Подкат» для обнаружения низколетящих целей (две антенны расположены на площадках по бокам фок-мачты). Главной особенностью станции являются особая диаграмма излучения с зауженными «боковыми лепестками» (сканирование по малому углу места) и высокой частотой обновления данных. Именно такого радара не хватает американскому Иджис-эсминцу.
На вершине фок-мачты - антенна обзорной РЛС "Восход", чуть ниже, на площадках по сторонам мачты заметны две антенны РЛС "Подкат". Впереди, на крыше надстройки, фазированная антенная решетка радара СУО ЗРК С-300ФМ "Форт-М"
Схема обшего вида надстройки ТАРКР Петр Великий, вид с правого борта:
1 - боевой модуль ЗРАК «Кортик»; 2 - ПУ СГ1ПП ПК-10; 3 - командный модуль ЗРАК «Кортик»; 4 - АП радиопеленгатора; 5 - стабилизированный пост ТВ системы наблюдения за ближней наружной обстановкой «Ротан»; 6 - АП РЛС «Вайгач»; 7 - ходовая рубка; 8 - АП комплекса «Кристалл-БК»; 9 - АП астрокорректора; 10 - оптический перископический визир ходовой рубки; 11 - АП РЛС СУ «Форт-М» ЗРК С-300ФМ; 12 - ходовой мостик; 13 - оптический перископический визир боевой рубки (ГКП); 14 - оперативная рубка; 15 - АП системы «Привод-В»; 16 - АП РЛС «Восход»; 17 - АП системы «Привод-В»; 18 - АП РЛС «Восход»; 17 - АП комплекса средств РЭБ «Кантата-М»; 18 - АП комплекса «Коралл-БН»; 19 - АП РЛС «Подкат»; 20 -резиновые сферические швартовые кранцы; 21 - АП РЛС «Фрегат-М2»; 22 - АП РЛС СУ «Форт» ЗРК С-300Ф; 23 - РБУ-12000 комплекса «Удав-1»; 24 - лацпорт РТПУ ПАРК «Водопад»; 25 - АП РЛС СУАО «Лев»; 26 - АП РЛС СУ ЗРК «Кинжал»; 27 - командный пункт управления посадкой (взлетом) вертолета; 28 - 130-мм АУ АК-130.
Но обнаружить - еще не значит уничтожить. Цель необходимо взять на сопровождение, навести на неё оружие и проконтролировать весь процесс полета ракеты к цели. У штатовского корабля этим занимается, как обычно, многофункциональный радар AN/SPY-1 вкупе с тремя радарами подсветки цели. Супер-радар «Спай» способен одновременно контролировать до 18…20 зенитных ракет: определять их положение в пространстве и автоматически передавать на автопилоты ЗУР корректирующие импульсы, направляя их в нужный сектор неба. Однако, система «Иджис» тщательно следит, чтобы число ракет на конечном участке траектории не превышало трех единиц. Фокус в том, что большинство современных морских ЗРК (в т.ч. «Стэндерд» и С-300Ф) используют полуактивный способ наведения: специальный радар «подсвечивает» цель, головка ракеты реагирует на отраженное «эхо». Все просто. Но кол-во одновременно обстреливаемых целей ограничено кол-вом радаров подсветки.
Как уже отмечалось выше - у американских эсминцев всего три РЛС AN/SPG-62. Курсовые углы прикрывает одна, кормовые - две, с борта - все три сообща. У российского атомного крейсера ситуация принципиально иная: наведение ракет комплексов С-300Ф и 300ФМ занимаются две специализированные РЛС, каждая из которых обеспечивает сопровождение ЗУР с момента её пуска до попадания в цель: - радар с фазированной антенной решеткой 4Р48 (плоская «пластина» в передней части надстройки «Петра Великого»). В отличие от американского AN/SPG-62, который обеспечивает одновременную подсветку всего одной цели, отечественная система формирует шесть каналов наведения: всего 4Р48 способна одновременно наводить до 12 ракет по 6 воздушным целям! - второй радар - 3Р41 «Волна», получивший на флоте за характерный облик прозвище «сиська» (хорошо видна в кормовой части надстройки). Вообще-то, на этом месте панировали установить современный 4Р48, но, увы, при строительстве крейсера средств хватило только на «сиську», а современные 4Р48 были проданы за рубеж и установлены на борту китайских эсминцев типа «Лючжоу».
В результате, со стороны кормы «Петр» способен наводить всего 6 ракет по трем целям - но, в любом случае, это лучший результат, по сравнению с американским Иджис-эсминцем. Помимо большего числа каналов управления, отечественная схема управления огнем на основе специализированных радаров 3Р41 и 4Р48 обеспечивает гораздо более надежное и помехоустойчивое наведение ракет на маршевом участке, по сравнению с американским многофункциональным AN/SPY-1.
В отличие от американского Иджис-эсминца, где наведение всех типов зенитных ракет («стэндерд-2,3», «си сперроу», ESSM) оосуществляется одной-единственной системой управления огнем (SPY-1 + три SPG-62), российский крейсер оснащен двумя типами комплексов ПВО с индивидуальными системами наведения. Кроме зональных ЗРК С-300Ф/300ФМ, на борту «Петра» установлен зенитный комплекс самообороны «Кинжал» - 128 ракет малой дальности, предназначенных для отражения атак противокорабельных ракет. «Кинжал» имеет собственный антенный пост 3Р95, находящийся в кормовой части надстройки, рядом со спаренным артиллерийским орудием. Зенитный комплекс использует 4-х канальную радиокомандную систему, обеспечивающую одновременное наведение до 8 ракет по 4 воздушным целям в секторе 60° х 60°.
Пуск ракеты ЗРК "Кинжал" с атомного крейсера "Фрунзе" ("Адмирал Лазарев"), конец 1980-х
Последний рубеж обороны «Петра» образован шестью зенитно-артиллерийскими комплексами «Кортик» - каждый боевой модуль представляет собой спаренный автомат калибра 30 мм (суммарный темп стрельбы 10 000 выстр./мин) вкупе с блоком зенитных ракет 9М311 малой дальности. Помимо собственных радиолокационных средств, «Кортики» получают целеуказание с двух антенных постов РЛС «Позитив». У американских крейсеров и эсминцев в этом случае все намного печальнее - на борту «Орли Берков», в лучшем случае, смонтирована пара автоматизированных зениток «Фаланкс», представляющих собой комплект из шестиствольной 20 мм пушки и компактной РЛС управления огнем, смонтированный на одном лафете. В связи с попытками снижения затрат на их постройку, эсминцы ВМС США последней серии вообще лишены каких-либо зенитных средств самообороны. Собственно, «Орли Берк» много чего лишен - фантастические Иджис-эсминцы, позиционируемые Пентагоном, как лучшие боевые корабли ПВО/ПРО, не имеют ни специального радара для обнаружения НЛЦ, ни достаточного количества РЛС подсветки целей. Именно этим объясняется приятная взору «гладкость» их надстроек и отсутствие «лишних» антенн. Эпилог «Фрагат», «Подкат», «Волна»… Каждый из радаров имеет свое конкретное назначение и ориентирован на выполнение какой-то своей специфической задачи. Объединить их в единую «универсальную» станцию - идея привлекательная, но труднореализуемая на практике: на пути инженеров встают фундаментальные законы природы - для каждого случая предпочтительнее работать в определенном диапазоне волн. Неслучайно, одна из самых совершенных разработок в области морских средств обнаружения - перспективный радар AN/SPY-3 с тремя активными ФАР, планируемый к установке на американский эсминец «Замволт», изначально создавался как составная часть системы из двух радаров: сантиметрового AN/SPY-3 для поиска низковысотных целей и обзорного AN/SPY-4 (диапазон дециметровых волн). Впоследствии, под ударами финансовых сокращений, Пентагон отказался от установки AN/SPY-4, с формулировкой «эсминец не предназначен для обеспечения зональной ПВО». Проще говоря, супер-эсминец «Замволт» не сможет эффективно поражать воздушные цели на дальности свыше 50 км (однако, в отличие от «Берка», который умеет сбивать космические спутники, «Замволт» идеален при отражении атак низколетящих ПКР). Янки, как известно, большие любители стандартизации и унификации - вот теперь пусть выбирают, что лучше… В отличие от американских «Иджисов» и «Замволтов», русский атомный крейсер несет на борту полный комплект средств обнаружения и управления огнем для поражения воздушных целей на любых дистанциях. Даже сейчас, с учетом намеренного ослабления его характеристик, в связи известными событиями политико-экономического характера, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» остается сильнейшей боевой единицей, чьи возможности, в плане ПВО, равноценны двум-трем американским Иджис-эсминцам. В конструкции этого исполина заложен огромный потенциал - замена устаревшей РЛС «Восход» на современный радар с активной ФАР, подобный европейскому S1850M и оснащения корабля ракетами комплекса С-400 с заменой части боекомплекта на зенитные ракеты с активными головками самонаведения - превратит крейсер в неприступную морскую крепость.
Олег твёрдо верит в то, что пишет. И пишет то во что верит! И это достойно уважения. Из последних новостей:
В США с помпой спущен на воду новый авианосец, который оказался пустышкой! А если вспомнить полживую историю с откровенно неудачным и дико дорогим F-35, то становится совсем негейпарадно.
Возникает два каверзных вопроса:
1. Неужели в Оплоте Честности и Бессребреничества тоже пилят бюджеты?
2. Деградация американской военной конструкторской мысли идет по нарастающей. Мы этот этап прошли лет четверть века назад.