Покров - самый русский праздник

Oct 24, 2013 02:36

Самый загадочный князь.



Новые исторические вызовы , стоящие перед русской цивилизацией по-видимому впервые в полном объёме осознал Андрей Боголюбский. Имя Андрея Юрьевича Боголюбского в нашей истории - одно из самых загадочных и парадоксальных, и самых недооцененных.

Андрей Боголюбский возникает в русской истории как-то сразу и вдруг в 1146 году, когда ему уже было тридцать пять лет. В те времена жизненное поприще начиналось очень рано, большинство княжеских отпрысков уже подростками сидели на княжеских столах, управляли огромными землями, водили в походы дружины. Дед Боголюбского, Владимир Мономах уже в 12 или 13 лет был назначен отцом на княжение в Ростово-Суздальскую землю. Часть исследователей считает, что всю свою молодость Андрей Боголюбский провёл в Залесье. Другие историки рассматривают вероятность пребывания Боголюбского в Западной Европе, его дружбу со знаменитыми современниками Фридрихом Барбароссой, Людовиком VII и участие в ІІ крестовом походе.

После утверждения Юрия Долгорукого на Киевском столе, отец «посадил» сына княжить в Вышгороде. «Достать» Киев было мечтой каждого князя. А Андрей Боголюбский, вопреки отцовской воле, бежит из богатой Киевщины в дикое необжитое Волго-Окское междуречье! При этом он прихватил из церкви Вышгорода икону византийского письма «Богоматерь с младенцем», будущую знаменитую Владимирскую богоматерь.

С чудотворной иконой не так страшен гнев отца, укрепляются мысли о правоте творимого дела. «Икона стояла на носу разукрашенной княжеской ладьи: лодки дружинников как бы составляли ее свиту. По дороге в городах и на волоках, по которым лодки переносились по суше, совершались молебны. На месте молебнов сооружалась часовня или ставился крест. Часовни и кресты были не только проявлением благочестия, но, что важнее, вехами, указывающими переселенцам путь из степной Киевщины в Залесье». (Б.И.Бродский). Более явную демонстрацию своих политических намерений трудно придумать.

Новый стольный город.



После отравления киевскими боярами отца, Юрия Долгорукого, старшим князем среди Мономашичей становится Андрей Юрьевич. Однако он не покинул северных земель, а вознамерился перенести из Киева великокняжеский стол во Владимир: «С того момента, когда Владимир был предпочтен Киеву, ясно обозначился поворот в исторической жизни русского народа: ее сосредоточие с юга переходило на северо-восток». (Д.И.Иловайский)

Андрей Боголюбский пожелал править единовластно и самодержавно. Замечательный, историк XIX века Д.И.Иловайский писал: «Главное значение Андрея Боголюбского для Русской истории основано на его государственных стремлениях. Он является перед нами первым русским князем, который ясно и твердо начал стремится к водворению самодержавия и единодержавия». Это было новым в политическом мышлении Средних Веков. Эпоха централизованных монархий ещё не началась.

Попутно Андрей Юрьевич наказал Киев за неподчинение ему, как старшему князю. Для своего похода ему удалось собрать большинство русских князей., что наглядно показало: главным теперь уже не тот князь, что сидит в Киеве, а тот, кто старший в роду. «До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. (…) Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение, и как будто мелькнула мысль придать ему авторитет верховной власти. Вместе с этим изменилось и положение Суздальской области среди других областей Русской земли, и её князь стал в небывалое к ней отношение». (В.О.Ключевский) Благодаря свидомым лжеисторикам результат, буквально брызжущим слюной от ненависти при упоминании о походе Боголюбского , результат известен: в 1167 г. Киев взят, покорен и разграблен. На самом же деле то был нормальный уровень средневековых нравов. Непокорные города сжигали. А место вспахивали. Киеву еще повезло: его не постигла участь многих западноевропейских городов, уничтоженных практически полностью. И после разорения он оставался богатым и густонаселенным местом.

Чудо русского зодчества.



На самой высокой точке Владимирского кремля был заложен собор для привезенной иконы. И здесь князь показал себя новатором. Прежде в подражание Царьграду, главные храмы в русских городах посвящались святой Софии, а Андрей Юрьевич назвал главный городской храм Успенским.

Не только в названии, но и в форме храма был найден новый стандарт. С Успенского собора, удачно сочетающего западноевропейскую романскую эстетику, византийскую православную крестово-купольную традицию и древнерусский каменный декор, собственно и начинается знаменитое на весь мир белокаменное храмовое строительство Владимиро-Суздальской Руси. С тех пор главные храмы русских городов стали посвящать, как правило, Успению.

Когда в походе на волжских булгар погибает сын Андрея Боголюбского, скорбящий отец в память о сыне и в честь победы ставит храм на реке Нерль. Храм на реке Нерли - памятник победы. Белокаменная церковь должна была напомнить людям, пришедшим в Залесье из разных мест разрозненного юга, что путь их был одинаков, язык един, враги общие.

Казалось бы, ничего сложного: четверик, восьмерик, да шлем-купол на нем. Однако зодчим удалось достичь удивительной соразмерности и лаконичности. Небольшая церковь на Нерли сливается с неяркой природой севера. Так «встроить» в ландшафт архитектурное сооружение еще не удавалось никому.

Весной, разлившаяся вода вплотную подходит к холму, на котором стоит церковь. В зеркале воды отражается белокаменное чудо и, кажется, что храм, как живой, сморит на себя. Создается иллюзия «висения» церкви в воздухе, миража. Церковь на Нерли говорила о любви, о братолюбии, о жажде мира и в земной и в загробной жизни. Ощущение чуда было словно разлито вокруг.

Праздник Покрова.

Прежде и ныне храмы получали свое название по какому-либо церковному празднику. И ранее Андрей Юрьевич Боголюбский своей деятельностью поражал современников, смело ломал устоявшиеся обычаи, играл на грани фола. Но в данном случае, казалось, князь переступил черту, назвавши построенную им на Нерли церковь вопреки всем правилам и установлениям. Мало того, он, светский человек, придумал и ввел новый христианский праздник.

Боголюбский взял византийскую легенду и приспособил ее для своих политических нужд. Он усмотрел в образе Богоматери, раскинувшей над людьми пурпурный покров, символ ее особого покровительства именно Северо-Восточной Руси. Андрей Юрьевич хотел, чтобы люди верили в небесное покровительство, что богородица обратила свой лик к Залесью, сама указала на Владимир как на преемника Киева.

Покров над Русью Матери Божьей - это ее защита русской земли, считал князь, что небеса покровительствуют единству. Поэтому 1 октября, «День Покрова», представлялся ему не праздником всех христиан, как остальные церковные праздники, а особым русским праздником. Отныне День Покрова становился первым русским православным праздником. «Парящая» над землей чудо-церковь на Нерли как бы подтверждала, что покров Богоматери распростёрт над русской землею, над Владимиро-Суздальской Русью, поэтому и названа она была в честь нового праздника церковью Покрова.

Великий князь ввел новый праздник сам, своей волей, не спросив ни Митрополита Киевского, ни Патриарха Константинопольского. Конечно, это было своеволие, это было святотатство. Учитывая особую ревность церкви к своим прерогативам, князя могла ожидать суровая кара. Но риск оправдался и на этот раз. Суровый князь непреклонно двигался к великой цели: сплочению русских земель вокруг Владимирской Руси.

***

Политические идеи Андрея Юрьевича Боголюбского далеко обогнали свое век, час русского единения еще не наступил. В 1174 году боярами-заговорщиками великий князь был убит. Страшно сильный физически, князь отчаянно сопротивлялся, но окровавленный и израненный он пал со словами: «Если, Боже, в этом мне суждён конец - принимаю его я». Но магистральное развитие исторических судеб Руси заложил он, неизмеримо и его нравственное влияние на будущие поколения русских людей. Своим потомкам князь оставил в наследство чудное белокаменное зодчество, идею русского единства и, конечно, праздник русского православия, Покров.

И каждое 1 октября(14 октября по новому стилю), в день Покрова, слова осуждения «тьмы разделения нашего» повторялись одновременно во всех церквах всех русских княжеств. И слышал их в этот день весь русский народ от Волги до Карпат. И так из года в год, из века в век. И не им, укрофашистам, сеющим ненависть и рознь, стремящимся разделить наш народ праздновать этот день.

Пора и нашим современникам услышать заветы Великого князя!

русские, православие, Русь, история России

Previous post Next post
Up