Какое время - такое кино - такие герои.

Dec 14, 2012 01:23

Предыдущий материал натолкнул меня на размышления о связи кинематографа с эпохой. Сколько ушатов г... было вылито в последнее двадцатилетие на эпоху, в которой рождалось советское кино. Тогдашний кинематограф обвиняли и в тенденциозности, и заполитизированности, и в морализаторстве, и в подцензурности.

А гениальные режиссёры снимали гениальные фильмы с гениальными советскими актёрами. Старое доброе советское кино - это марка, эталон, знак качества. Недосягаемая нравственная высота советских фильмов видна особенно сейчас, в наше время. Тот кинематограф рождал героев, которые становились образцом для подражания поколениий наших людей. По ним сверяли свою жизнь, судили о других.

Парадоксально, но именно в последнее десятилетие появился такой феномен, как ностальгия по советскому времени. Казалось бы, жизнь налаживается, мы уже не в очумелых 90-х., но тогда не было такой явственной тяги в СССР. Мне кажется, что в проклятых девяностых мы еще одной ногой были в советской эпохе, причем в последний период её существования, со всеми трудностями и негораздами. Люди готовы были потерпеть, чтобы попробовать что-то новое, вкусить кусочек сладкой и манящей жизни западной цивилизации. Вот попробовали, создающееся у нас общество потребления оказалось лакированной оболочкой, за которой пустота, а дальше - бессмысленность существования. Размытость нравственных ориентиров, культ благополучия денег и комфорта, бесконечная погоня за чистоганом вынудили оглянутся назад. Именно там, в советском прошлом мы нашли положительные примеры для жизни, увидели смысл и цель человеческого существования. Соскучившиеся по человеческой теплоте обрели его в старых добрых советских фильмах.

Струя была увидена и оценена современными дельцами от киноискусства. Неспособные создать что-либо оригинальное, они табунами рванули на поле советского кино. Бесконечные римейки советских кинолент заполонили экраны кинотеатров и телевизоров. Но люди клипа могут создать только клип, профессионалы порно умеют снять только порно. Поэтому вместо шедевра нам предложили ширпотреб, вместо искусства у них получился кич!

Я представил современные римейки фильмов из материала «Советская цивилизация: образ украинцев в советском кинематографе». И вот что получилось из моего моделирования:

1. «Трактористы»





После службы в Красной Армии в родное село возвращается балагур и «первый парень на деревне» гармонист Клим Ярко. Родные места встречают героя полным запустением: неубранные поля, перекосившиеся хаты, из домашнего скота наличествуют только полудохлые кошки. Свирепствуют непрерывная коллективизация и бесконечный голодомор.

В селе орудует банда коммуняк, возглавляемая амбалом Назаром Думой. Как раз накануне Назар в очередной раз раскулачил отца Клима и с особой жестокостью надругался над его сеструхой, красавицей Марьяной (сцена изнасилования показана в фильме с любовно отснятыми натуралистическими подробностями). Клим горько рыдает над могилой невинно убиенного отца и даёт клятву отомстить кровавому чудовищу Сталину, всем большевикам и лично товарищу Назару Думе. Потом, собрав нехитрый скарб, подаётся в соседнюю МТС. Обесчесченная сестра убегает из дома в город учиться в ВУЗе.

Проходят года, и героям предстоит ещё раз встретиться во время войны. Враг топчет родную землю и все распри позабыты. Назар и Клим воюют в партизанском отряде. Большая Земля для партийного руководства партизанским движением присылает комиссара Марьяну, сделавшую партийную карьеру. Три героя встречаются в драматических обстоятельствах: они окружены немцами в лесной сторожке, которую враг поджигает. Напоследок Марьяна и Назар успевают признаться друг дружке в любви. Финальные кадры фильма: три героя стоят, обнявшись, в дыму и огне, и поют героическую песню в рок-обработке.

- Жесть!

2. «В бой идут одни старики».



В ткань фильма введены дополнительные герои: лощёный бездельник политрук и звероподобный особист-энкавэдэшник. Политрук всячески мешает летчикам летать и постоянно хватает лётчиц за их прелести спереди и хлопает их пониже спины сзади. Особист тоже постоянно путается под ногами, но больше пьёт горькую. Из политкорректности одного из героев вместо узбека (это неактуально) сделали евреем. Скорее всего, это будет Кузнечик, которого в детстве все дразнили жидом, а с началом войны дико зауважали. Все парни-лётчики щеголяют с современными причёсками и волнующе-эротической небритостью а-ля Машков. Все барышни-лётчицы красуются в ажурных и черных колготках, с маникюрными руками, толстым слоем макияжа и крашеными волосами а-ля Таня Арнтгольц. Речь всех героев засорена жаргоном и нецензурщиной. Сам комэск Титаренко  - большой поклонник рэпа. А его ансамбль на своих концертах при исполнении рэпа портит неимоверное количество пластинок с записями Лемешева, Шаляпина, Лещенко и Вяльцевой.

- Тьфу!

3. «Дорогой мой человек».



Сразу оговорюсь, 10-серийный одноименный мини-сериал я римейком не считаю, а, скорее, новой экранизацией трилогии Юрия Германа. У экранизации, в отличие от римейка, более строгие рамки, ограниченные сюжетной линией первоисточника. Это в римейке, а также сиквеле, позволителен полный полёт фантазии: можно менять героев, сюжет и даже эпоху.

Сын героя Великой Отечественной войны Владимир Устименко всегда свою жизнь мерял по отцу. Верность идеалам, принципиальность, несгибаемость и преданность делу, которому служишь, вот те качества, которые отличали Володю. Но «советская действительность» стала проверкой для героя. Верный своему долгу военного врача, после окончания  военно-медицинского факультета Володя не остался врачевать в окружном госпитале, а поехал служить начмедом в отдаленный гарнизон. И тут судьба преподнесла ему первый удар: его любимая Варенька, студентка театрального ВУЗа, отказалась последовать за ним. Вместо судьбы офицерской жены она предпочла карьеру актрисы провинциального театра. Будучи натурой цельной, Устименко не простил предательства и вычеркнул любовь из своей жизни.

Служил честно, начальству не кланялся, хозработами не занимался и не спился. С началом афганской эпопеи написал рапорт. Несмотря на долгое отсутствие серьезной практики операционного хирурга (какая операция в медсанчасти!) рапорт удовлетворили, не в последнюю очередь из-за того, что наложившие в штаны госпитальные хирурги, массово отказывались менять «тёплые» места окружных госпиталей на горный воздух Афгана. В условиях горно-пустынной местности, под монотонный стрекот генератора, в простой барачной палатке Владимир провёл десятки сложнейших операций и спас немало солдатских жизней. Однажды в полевой госпиталь привозят тяжелораненую артистку…

Обиженная на Устименко, Варя в первые годы и не вспоминала про свою девичью любовь. Театральная жизнь провинциального, но заслуженного и активно гастролирующего театра захватила её целиком. Служила она примой на сцене и, как водится, не то гражданской женой, не то официальной любовницей седовласого гения, главного режиссёра театра. В этом мезальянсе было всё, свойственное богемно-артистической театральной среде: Варины адюльтеры на киносъемках и безумная ревность стареющего гения, бесконечные выяснения отношений и муки режиссерского творчества, переходящие в запои, блудливо-похотливые домогательства режиссёра к молоденьким актрисулькам и постоянные интриги актрис, подруг-конкуренток.

Всё изменилось в Афганистане, куда театр занесло на гастроли для поддержания морально духа воинов-интернационалистов. Во время выступления театра в одной из отдалённых провинций труппа подверглась нападению душманов. Варю спасло только её отсутствие в расположении части. В очередной раз, поссорившись со своим надоевшим козлом из-за его новой интрижки, Варенька приняла приглашение молодого статного майора - десантника и отправилась на прогулку в горы набрать цветущих тюльпанов. По возвращении они увидели только смерть. Потом было тяжелейший переход по враждебной местности вместе с майором к своим. В одну из ночей они стали любовниками. Там, в горах, в Варе началась переоценка ценностей. Она встретила настоящих больших и цельных людей и настоящие чувства. Вся прежняя театральная жизнь теперь ей стала казаться мелочной и пустой.  И думы поневоле обратились к нему, такому же цельному и сильному, к тому, чью любовь она отвергла ради театральной мишуры…

… Его, своего Володю она увидела, открыв глаза поле долгого забытья. Уже на выходе к своим они попали под миномётный обстрел. Тяжелейшая рана на голове и сложнейшая операция ювелира-хирурга Устименко. Вместе с выздоровлением закончилось и, начавшееся в горах, нравственное Варино перерождение. Но Владимир видел майора, знал, кто он. Поэтому остался внимателен как врач, но холоден как человек.

Прошли годы. Доктор Устименко, оставив после контузии военную службу, служит главным врачом областной больницы. Он вынужден вступить в конфликт с первым секретарём обкома партии, который в фильме выведен карьеристом и законченным мерзавцем, наподобие поляковских персонажей из «Апофеоза» или «ЧП районного масштаба». Секретарь обкома переманивает в главную больницу молоденьких докторш, делая их своими любовницами, а после пытается открыть на базе лечебного учреждения подпольный бордель для «нужных» людей. На стороне партийного босса местный криминалитет. Владимир Устименко просит помощи у боевых друзей-афганцев. Кровь на улицах городка льётся рекой. Но воинское братство побеждает. Владимир вместе со своей верной женой Варей и бывшими воинами-интернационалистами наводят порядок в городе. Центральные власти, узнав о случившемся, поддерживают Устименко и предлагают ему возглавить регион. Но гордый Володя Устименко отказывается и вместе со своей командой нанимается куда-то за бугор, делать то ли очередную революцию, то ли наводить порядок и справедливость.

- Подобных фильмов наштамповано сотни.

4. «Дети Дон Кихота».



Это будет фильм о моём потерянном поколении. О том, как при смене эпох и сломе духовных ориентиров произошло нравственное перерождение советских людей. В основе фильма - история интеллигентной семьи Бондаренко.

Врач-акушер, честнейший Пётр Бондаренко и его жена, косметический хирург, добрейшая Вера Бондаренко в конце 80-х гг. на фоне всеобщей разрухи на основе семейного подряда решаются открыть частные косметический и акушерский кабинеты. Вопреки всему, они не разорились в лихие 90-е, а наоборот разрослись до больших частных косметического центра и родильного дома. Только возглавили эти заведения оборотистые и беспринципные молодые люди, оставив супругов на должностях главных врачей. Но при этом, каждый из них что-то потерял внутри себя. Уже нет ощущения полезности большого дела. Свой талант и умение Бондаренко обратили в машину для делания денег. Клиенты Веры - в основном денежные тётки, бесконечно подтягивающие свои физиономии и выкачивающие жиры из своих бёдер. Богатые «папики» приводят своих «птичек» к Петру, много о мерзости человеческой натуры узнал Бондаренко в новой жизни.

Не складываются и отношения с детьми. Старший, став художником альтернативного искусства, погряз в бесконечных флеш-мобах и странных акциях в основе которых - борьба за абсолютную свободу, выражающуюся в прилюдном отправлении естественных надобностей и безграничном курении марихуаны. Средний, закончив медицинский, не пожелал работать на родине, а, произнеся длинный монолог о том, что в этой Расее ничего хорошего нет, не было и не будет, исчез из страны в западном направлению. Туда, где есть упакованные клиники, культурные пациенты и много зелёных банкнот. Младший в раздумье, куда податься: в бандиты, являющимися героями нашего времени, или в националисты, чтобы безнаказанно лупцевать бейсбольной битой прохожих нестандартной наружности.

Крах проекта семьи Бондаренко усугубляется тем, что в клинике Петра выявляется целая подпольная сеть торговцев младенцами, органами и стволовыми клетками. В конце фильма - сломленные и одинокие Петр и Вера в пустой квартире.

- Грустно!

5. «Экипаж»



В данном случае все зависит от режиссёра, которому доверят издеваться над сюжетом. Если это будет Бекмамбетов со товарищи, то тогда в угоду зрелищности, дешевому трюкачеству и ярким спецэффектам будет принесен в жертву идейный смысл сценария, как это произошло с «Турецким гамбитом».

Если в задачи будет поставлен прицел на арт-хаус, то тогда режиссером будет выбран совершенно иной типаж.  Кто-то наподобие Сокурова, Лунгина и им подобных. Причем, чем антисоветскее и русофобее, тем лучше. Фильм получится совершенно другим, а действие перенесено в эпоху позднего СССР.

Основная фабула будет перемешана с цитатами из гражданской жизни экипажа. Выпукло показаны все «прелести» времени заката советской цивилизации: неустроенный быт, бесконечные очереди, вечные коммуналки, пьяные поножовщины, семейные неурядицы  и дети-оболтусы. Словом, сплошное «так жить нельзя». Для большей достоверности при съёмке подобных сцен будут использованы специальные светофильтры серо-коричневых оттенков, делающие «картинку» унылой до безысходности. Для контраста, сверкающий и манящий западный мир будет снят в кричаще-яркой цветовой гамме, достойной лучших лент индийского кинематографа.

Крепкие профессионалы, но до синевы пьяные и слегка небритые, или слегка пьяные и до синевы небритые советские лётчики летают на стареньком, разваливающимся ТУ или ИЛе. Асы гражданской авиации с завистью глядят на новенькие Аэробусы, Конкорды и Боинги, мечтая о том времени, когда пересядут на эти чудеса иноземной техники. И плевать создателям фильма, что по статистике аварийность наших самолётов в разы ниже, ведь национальный мазохизм они давно избрали своей профессией.

Под стать пилотам и группа бортпроводниц. Мечта Тамары и её товарок - слинять на такой блестящий западный мир. Средство для этого выбрано нехитрое, но старое как мир, через, хм, постель. Хотя какая постель в летательном аппарате, укромных мест в машине достаточно! Благополучный брак с богатым иностранцем - кратчайший путь к достижению цели. Благо недостатка в подобном материале на рейсах международных авиалиний нет. По ходу фильма длинной чередой проплывают пассажиры иностранного происхождения: бизнесмены средней руки и откровенные мошенники, подавшиеся в совдепию  с надеждой сорвать куш; арабские шейхи и циничные сутенеры, залетевшие в нашу страну в поисках экзотического живого товара. Взглядом современных, не обремененных моралью хищниц стюардессы высматривают потенциальные жертвы и услужливо расставляют свои ноги.

Постсоветский кинематограф до верха переполнен подобной чернухой, где в качестве главных героях выведены малопривлекательные, порой даже отталкивающие личности. Для очернения советского прошлого и советского человека, как продукта этой системы, все средства хороши! Но даже в подобного рода кинопродукции «совок», неистребимый «совок» лезет из всех щелей. Он спрятан где-то глубоко в нутре главных персонажей. А наступает «момент истины», гибнет самолёт с пассажирами и с характеров членов экипажа слетает наносная западническая шелуха и советские люди, рискуя жизнью, вступают в борьбу за спасение корабля и пассажиров. Хэппи энд!

- Ужас!

Вот и закончилось моё вольное моделирование предполагаемых римейков гениальных советских кинолент. Как вышло - судить вам, дорогие читатели! Одно могу сказать:

- Ублюдочное время рождает ублюдочные фильмы.

Советская цивилизация, идеология, Кино, СССР, Заграница, Запад, русофобия, искусство

Previous post Next post
Up