Последние тёплые дни и засыпающую к зиме природу в самой серёдке осени, 14 октября (1 октября по старому стилю), озаряет дивный и тёплый праздник - Покрова Пресвятой Богородицы. Это, пожалуй, самый любимый на Руси христианский праздник. Покров наиболее полно соответствует окончанию годового хозяйственного цикла русского человека. Для которого «все времена года, каждый месяц, чуть ли не каждое число месяца выступают здесь с особыми метко очерченными климатическими и хозяйственными физиономиями… Церковный календарь - это памятная книжка его наблюдений над природой и вместе дневник его дум над своим хозяйственным житьем-бытьем» (В.О.Ключевский). Действительно, все хлеба убраны, корма заготовлены, скотина - в теплом хлеву, запасы - в погребе. Покров еще и день свадеб, день рождения новых русских семей. Словом, чисто наш день, русская православная дата, светлый праздник Русского Мира. Но…
Опять чужеземцы-завоеватели задумали пройти своим зловещим парадом по русскому городу Киеву, выкрикивая фашистские лозунги и речевки. Снова попытаются растоптать нашу русскую Покрову, словно подтверждая истину, что оскверняет рука свидомого укронацика все, до чего она дотронется. Как осквернили они наши храмы и нашу веру, нашу историю, колыбель нашей цивилизации, матушку Киевскую Русь. Ничего, кроме совпадения даты не связывает светлый русский праздник и одну из коллаборационистских фашиствующих русофобских организаций. А факт особого почитания Покрова среди запорожского казачества свидетельствует лишь о том, что они считали себя русскими и ассоциировали себя с Русским миром.
Появление этого праздника на Руси исследователи связывают с личностью Великого князя Андрея Боголюбского, одной из самых ненавистных украинствующими фигур средневековой русской истории.
Самый загадочный князь.
Имя Андрея Юрьевича Боголюбского в нашей истории - одно из самых загадочных и парадоксальных, и самых недооцененных. Знающим русскую историю в пределах школьного курса, времена Киевской Руси представляются одним большим неизменным куском, состоящим из варягов, богатырей, мечей, князей, усобиц и храмов. А ведь жил князь Андрей совершенно в другую историческую эпоху, чем первые Киевские князья.
«Гнездо Мономашичей» уже не было столь единым, дядья воевали с племянниками, а братья между собой. Логичный поначалу принцип наследования русских земель оказался нарушен. Если ранее старший в роду князь занимал Киевский стол, второму брату доставалось Черниговщина и Новгородская земля. Третий контролировал украинную Переяславскую землю и далёкое Ростово-Суздальское Залесье. Четвёртому, или старшему сыну первого, либо князю-изгою приходилось сидеть в Галиче или Смоленске. Теперь же, после Лбечского съезда князей, провозгласившего
принцип наследования князьями земель своих отцов - "Каждый да держит отчину свою" - в каждой русской земле стали образовываться местные великокняжеские династии.
Империя Рюриковичей, по словам академика Б.А.Рыбакова, не избежала участи западноевропейской империи Карла Великого и тоже распалась на отдельные королевства (в нашем случае княжества). Разница в том, что, в отличие от европейской этнической пестроты, русская земля от Карпат и до Волги, и от Белого до Чёрного морей была населена была населена русским народом. Поэтому и раздробленность, и княжеские усобицы у нас воспринимались острее, больнее.
Андрей Боголюбский возникает в русской истории как-то сразу и вдруг в 1146 году, когда ему уже было тридцать пять лет. По моим наблюдениям никаких упоминаний в летописях о князе ранее этой даты нет. Более чем странно. В те времена жизненное поприще начиналось очень рано, большинство княжеских отпрысков уже подростками сидели на княжеских столах, управляли огромными землями, водили в походы дружины. Дед Боголюбского, Владимир Мономах уже в 12 или 13 лет был назначен отцом на княжение в Ростово-Суздальскую землю.
Часть исследователей считает, что всю свою молодость Андрей Боголюбский провёл в Залесье. Отсюда его любовь к далекому северо-восточному краю. Однако со страниц летописи перед нами предстаёт уже опытный и отважный воин, умелый полководец. Историк
В. О. Ключевский характеризует Андрея следующими словами:
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">«Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU"> Другие историки рассматривают вероятность пребывания Боголюбского в Западной Европе, его дружбу со знаменитыми современниками Фридрихом Барбароссой,
Людовиком VII"Times New Roman";mso-ansi-language:UK;mso-fareast-language:RU"> и "Times New Roman";mso-fareast-language:RU">участие в "Times New Roman";mso-ansi-language:UK;mso-fareast-language:RU">ІІ крестовом походе. Так это или нет, судить не берусь, однако влияние романского стиля и эстетики в крестово-купольной архитектуре Северо-Восточной Руси бесспорно.
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:UK;mso-fareast-language:
RU">
Новые вызовы и ответ князя.
mso-ansi-language:UK">
mso-ansi-language:UK"> Не менее парадоксальными и загадочными выглядят и последующие действия князя. «Достать» Киев было мечтой каждого князя. Отец Андрея Боголюбского, могучий князь Ростово-Суздальского края Юрий Долгорукий отдал годы борьбе за великокняжеский стол, за что и снискал свое прозвище. Утвердившись в Киеве, Юрий Долгорукий посадил близ него в укрепленном замке Вышгороде свого старшого сына Андрея.
mso-ansi-language:UK"> А Андрей Боголюбский, вопреки отцовской воле, бежит из богатой Киевщины в дикое необжитое Волго-Окское междуречье! Попробуем разобраться в мотивах князя.
mso-ansi-language:UK"> Во-первых, постоянные княжеские усобицы и набеги половцев изрядно разорили Приднепровье. Видимо некоторые местности полностью обезлюдили. Летопись сообщает, что Андрей «смущался, видя настроение своїй братии, племянников и всех сродственников своих: вечно они в мятеже и волнении, все добиваются великого княжества Киевского, ни у кого ни с кем миру нет и оттого все княжества запустели, а со стороны степи все половцы выпленили».
mso-ansi-language:UK"> Во-вторых. А куда, собственно говоря, ушло население некогда процветающей и густонаселенной Киевской земли? Туда же куда устремиля и князь! И дед Боголюбского, Владимир Мономах, и отец его, Юрий Долгорукий, и он сам проводили активную переселенческую политику. Да и люди охотно бежали в Залесье от внешних невзгод и княжеских неурядиц. Постепенно «Русь днепровская сменяется Русью верхневолжской… Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселённая, с этого времени пустеет, население её исчезает куда-то. Надобно вслушаться в названия новых суздальских городов: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич, - всё это южно-русские названия, которые мелькают чуть ли не на каждой странице старой киевской летописи в рассказе о событиях в южной Руси. Это перенесение южнорусской географической номенклатуры на отдалённый суздальский Север было делом переселенцев, приходивших сюда с киевского юга. Колонисты принадлежали в большинстве к мирному сельскому населению, уходившему из юго-западной Руси от тамошних невзгод и искавшему среди лесов Севера не добычи, а безопасных мест для хлебопашества и промыслов». (В.О.Ключевский)
В-третьих, население Нижнего Поднепровья начинает меняться и этнически. По мере миграции коренного русского населения в верховья Волги и в сторону Карпатских гор южно-русские князья вынуждены заселять Киевщину кочевниками. Расселялись по Днепру, в Поросье
печенеги,
узы,
гузы,
торки,
ковуи,
турпеи,
боуты,
каспичи,
берендеи. Известные в летописях под общим наименованем «чёрные клобуки», они являлись важной военной силой киевских князей и участвовали практически во всех их вооружённых предприятиях, особенно в русских междоусобицах. Со временем Киевском княжестве черные клобуки стали важным политическим фактором и зачастую совместно с Киевскими боярами принимали решение о приглашении на княжение того или иного князя. «О важной роли чёрных клобуков в политической жизни
Киевского княжества свидетельствует неоднократно повторяющееся в летописи устойчивое выражение «вся земля Руськая и чорные клобуки.» (Википедия,
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B8)
В-четвертых. Ослаблению роли Киева объективно способствовали структурные сдвиги в мировой торговле и международной обстановке. Старый торговый путь «из варяг в греки», становой хребет в момент образования Руси, потерял свое значение. Результатом крестовых походов стали новые торговые маршруты. Европа и Азия встретились в Средиземноморье. Расцвели Генуя и Венеция. Рабов, шелка и пряности стали возить венецианские галеры, а не русские ладьи. Киев в новом раскладе оказался лишним. Однако далекий Китай, загадочная Индия, среднеазиатский Хорезм, сказочная Персия оставались по-прежнему труднодостижимы. Каспий и Волга становились магистралью к богатствам Средней и Передней Азии, Индии и Дальнего Востока. А ключом к Волге была Ростово-Суздальская земля, Волго-Окское междуречье. Отныне туда постепенно перемещается центр державы, туда перетекают жизненные силы русского народа.
Владимирская богоматерь.
Решиться на уход, по сути, побег, вопреки воле крутого и властного отца было нелегко. Разрешение сомнений, утоление печали, ответ на обиды средневековый человек искал в религии. Андрей Боголюбский этим не отличался от современников. В церкви Вышгорода находилась икона византийского письма. Она изображала Богоматерь с младенцем. Необычная манера написания иконы пленила князя. Она выдержана в коричневых и оливковых тонах, а на их фоне выделяется светло-золотистый лик младенца, которого Богородица обречена принести в жертву за все человечество. Мария смотрит на сына и мир с бесконечной скорбью, а Христос, словно пытаясь утешить, обнял шею матери и прижался к ее щеке.
Н.И.Костомаров пишет: «Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие».
mso-ansi-language:UK"> С чудотворной иконой не так страшен гнев отца, укрепляются мысли о правоте творимого дела. И Боголюбский вместе с княгинею и дружиной отправляется на север.
«Икона стояла на носу разукрашенной княжеской ладьи: лодки дружинников как бы составляли ее свиту. По дороге в городах и на волоках, по которым лодки переносились по суше, совершались молебны. На месте молебнов сооружалась часовня или ставился крест. Часовни и кресты были не только проявлением благочестия, но, что важнее, вехами, указывающими переселенцам путь из степной Киевщины в Залесье». (Б.И.Бродский) Более явную демонстрацию своих политических намерений трудно придумать.
(продолжение следует)