Глен Кук, «Дракон не спит никогда»

Apr 05, 2017 22:15





Кажется, dennis22b мне порекомендовал эту книжку - за что ему большое межгалактическое спасибо. Глен Кук - титан! Божественной мощи и циклопического масштаба история в жанре космической фантастики. При определенных условиях, это могло стать второй «Дюной» (почему не стало - есть ряд причин).

Поначалу чтение давалось не очень легко из-за особенностей стиля (ниже остановлюсь на них подробнее), но вот потом, когда я втянулся… Что-то такое щелкнуло в голове, вспыхнули перекрестные связи сразу со множеством знакомых и в той или иной степени любимых космооперных сеттингов. И "Основание", и "SW", и "Ваха 40К", и "7-ка Блейка", и "Эффект Массы" - все это одновременно как-то сразу вспомнилось и наложилось на впечатления от сабжевой книги, дополнительно их усиливая. Не побоюсь даже сказать, что это одна из лучших вещей в жанре, что я читал за последнее время - очень удачный образец салата из наиболее популярных НФ-тропов.

Загибаем пальцы:


- Космическая империя, где человечество - единственная господствующая раса, завоевавшая этот статус в тысячелетиях жестоких войн против всех других разумных видов.
- Неофеодальные Великие Дома, развившиеся из корпораций. Их интриги, хитрые коварные планы, а также внутренняя борьба за власть среди дегенеративной элитки.
- Эстетика позднего Рима с тонкими, но легко уловимыми отсылками к реальным историческим событиям.
- Побежденный древний враг, который ничего не прощает и ничего не забывает.
- Клоны, электронные слепки сознания, репликационное бессмертие и все, что с этим связано.
- Гигантские разумные космические корабли как абсолютные машины смерти и любви, и вообще ultima ratio.
- Культисты-хаоситы и их мерзкие щупальцатые союзники, набегающие на человеческие миры, чтобы убивать, грабить и совершать противоестественные действия с домашней скотиной.
- Связывающая все обитаемое пространство сеть гиперпространственных тоннелей, где обитают непостижимые человеческому разуму сущности, и с происхождением которой связан важный вот-это-поворот сюжета.
и т.д.

Причем фирменный стиль Кука - это полное соблюдение принципа «показывать, не рассказывать», насколько оно возможно в рамках литературы. То же наблюдалось и в « Черном отряде». Дотошного миростроительства, скрупулезного выписывания и пояснения мельчайших деталей вымышленной вселенной, подробных экскурсов в прошлое или пространных лекций о принципах работы очередной «транглюкации и тирьямпампации» - ничего этого вы у данного автора не найдете. Экспозиции - минимум. Все события по возможности показываются как бы глазами персонажей, и те вещи, которые для них разумеются сами собой, читателю специально пояснять никто не будет. Сперва это создает ощущение дискомфорта, оттого что не понимаешь "кто все эти люди, и что значат все эти термины" - однако все со временем становится понятно из контекста повествования. Интересный литературный прием.

А сама концепция Стражей мне очень понравилась и впечатлила. Тут как нельзя лучше подходит заезженное слово «хтоничность». :) Вот, они именно такие, хтоничные. Гигантские корабли, укомплектованные бессмертными экипажами, ведомые компьютерным интеллектом и опытом тысяч поколений, поддерживающие порядок в обитаемом пространстве с неумолимой и безжалостной эффективностью. Отдельная фишка, лично меня очаровавшая - это имена кораблей, такие как «I Primogenia», «VII Gemina», «XII Fulminata», «XVI Cyrenaica» и т.д.. Позаимствовано понятно-где, и отсылка предельно явная. Но не стоит считать это банальным переносом в стиле «Древний Рим IN SPACE, где звездолеты вместо легионов» - ничего подобного, аллюзии к реальной истории гораздо тоньше, да и созданная автором система политического устройства прямых аналогов в человеческой истории не имеет. Государство без государства, где единственный «общий» институт, все еще скрепляющий империю воедино - это армия, успевшая превратиться в отдельный мир, замкнутый внутри себя. Собственно, каждый корабль-страж - это такая вот отдельная цивилизация, даже между собой они почти никак не контактируют, кроме как на базе и во время боевых операций.

Вообще говоря, интересных идей, образов и сюжетных поворотов в книге настолько много, что запросто хватило бы на целую НФ-эпопею в нескольких частях. События очень плотно "спрессованы", и это можно даже назвать недостатком романа. Возможно, автору действительно стоило растянуть повествование на дилогию или трилогию - а то при чтении временами приходилось натурально возвращаться на несколько страниц назад, чтобы в полной мере осмыслить "что, черт возьми, сейчас произошло?!". К тому же, неимоверное количество деталей остались за кадром, и куча вопросов не получила ответа. Понимаю, что так и было задумано, но так хочется узнать... Как появился Канон? Какая власть создала Стражей, если это были явно не Великие Дома? Как шла война с Ку (они же Квай в русском переводе), как появился и как был разгромлен Ужас Лучезарный? Какова связь между людьми Канона и ветвью человечества из внешнего пространства? Они все происходят с Земли или откуда-то еще (с родиной человечества явно что-то мутное)? В конце концов, что это за "инцидент Энехерренраат", о котором столько раз упоминали, но ни разу не пояснили?

Материала хватило бы на целую фантастическую вселенную, типа "Дюниверса", но не сложилось. А жаль.

книжки, фантастика

Previous post Next post
Up