Отзыв на фильм "Собибор"

May 09, 2018 23:20

image Click to view



Режиссёрский дебют К. Хабенского - фильм о единственном успешном восстании в нацистском концлагере с последующим массовым побегом.

При просмотре мне сложно было абстрагироваться от того, что я видел старый американский фильм "Побег из Собибора" (который с Р. Хауэром в главной роли). Преобладающее мнение вчера на обсуждении (среди тех, кто видел оба фильма) - что наш фильм сильнее, ярче. Но я бы с этим не согласился. Поясню на примере одного из самых жутких эпизодов в начале фильма - когда почти всех прибывших в лагерь на очередном поезде женщин и детей отправляют в газовую камеру. У Хабенского этот эпизод показан "в лоб" - новоприбывших разделяют, объявляют, что отправят в душ сначала женщин, затем их ведут в душевую, закрывают там, открывают вентиль... но из леек вместо воды идёт газ.
А в старом фильме сцены в самой душевой нет, показана только очередь в неё из женщин и детей. Одни стоят в этой очереди, других уже запустили в душевую, оттуда раздаются крики. В очереди уже все понимают, что их ждёт, один маленький ребёнок с криком вырывается из рук матери и бежит к ограде, охранник спускает на него собаку...
С другой стороны, Хабенский в роли русского офицера для меня всё-таки более убедителен, чем Хауэр.
Одна из главный претензий к режиссёру, прозвучавших вчера - что ритм фильма неровный, некоторые эпизоды неоправданно затянуты. Вот с этим я бы, опять же, не согласился. На мой взгляд, режиссёр как раз многое сказал именно этими "затянутыми" эпизодами. Например, одна из самых мрачных сцен фильма - пьянка охранников лагеря со скачками на тачках, запряжённых заключёнными лагеря. "Загнанных лошадей" при этом пристреливали. У некоторых зрителей эта сцена вызвала недоверие - неужели нацисты и в самом деле были такими скотами? Думаю, это - типичное поведение людей, с которых обстоятельствами сорвало тонкую шелуху цивилизованности, открыв животное начало. Национальность, идеология, воспитание и пр. здесь ни причём, об этом же - эксперимент Марины Абрамович. Но главный смысл этого эпизода - помочь зрителю понять психологическое состояние заключённых, решившихся, наконец, на побег. И в этом смысле мне его "затянутость" представляется совершенно оправданной.
Единственное в фильме, в чём я не верю К. Хабенскому как режиссёру - это финальная сцена, когда уже бегущие заключённые снимают шапки перед лежащим на земле раненым начальником лагеря.
В целом же, на мой взгляд, фильм удачный, всем советую посмотреть.

Спасибо mosblog за приглашение

кино

Previous post Next post
Up