Дмитрий Гордон. Считаете ли Вы аннексию Крыма и развязывание войны на Донбассе трагической ошибкой России?
Владимир Познер. Нет, не считаю. Я Вам объясню свою точку зрения.
Мне придётся чуть-чуть тогда отойти. Я могу Вам сказать, как человек, который следит за историей. Когда страна в лице её руководителя, полагает что ей грозит экзистенциональная опасность, она не обращает внимание ни на какие международные соглашения, правила и т.д..
[Конкретный пример...] Конкретный пример. В своё время Никита Сергеевич Хрущёв и Фидель Кастро договорились о том, что советские ракеты средней дальности будут размещены на Кубе. Они имели право так договориться. Две независимые страны, и тем более, что были американские ракеты в Турции, в общем-то на советской границе. Ну, вот они так договорились, две независимые страны, два государства так договорились. Когда Соединённые Штаты узнали об этом, то президент Кеннеди заявил примерно следующее, что мы этого не допустим, что, если это будет сделано, мы потопим советские корабли, которые везут эти ракеты. И если это будет означать начало третьей мировой войны, значит, так тому и быть. То есть он нарушил, можно сказать, международный порядок. Эти страны имели право так говорить, но с точки зрения США размещение советских ракет на Кубе являлась экзистенциональной экзистенциональной угрозой - они сказали - нет.
Я привожу это как пример. Теперь, давайте, так. То, что происходила в Украине, опять же с точки зрения руководства российского, говорило о том, что не сегодня завтра Украина станет членом НАТО. Если это произойдёт, то на российско-украинской границе появятся войска НАТО, то есть, можно сказать Соединённых Штатов, потому, что, конечно, НАТО - это Соединённые Штаты. Это раз.
Во-вторых, Крым, где базируется в Севастополе Российский Черноморский флот, станет базой совсем не Черноморского флота, а, скажем, американского шестого флота.
С точки зрения этих людей это являлось угрозой. И вот они поступили так, как они поступили. Это нарушение? Да, конечно, нарушение, это безусловно. Но логика этого нарушения мне понятна, она мне понятна, точно также, как она была с американцами тогда.
Вот я бы так сказал, я думаю, я е могу сказать, что я на сто процентов убеждён, но на 99%, что, если бы тогда провести опрос населения в Крыму, хотят ли они быть в составе России, а не Украины, у меня нет сомнения, что большинство бы сказали: «Да». Не является это ли поводом для такого поступка, я с этим согласен. Хотя, мы видим, как в случае с Косово, которое было частью Сербии, Запад поддержал желание Косоваров выйти из состава. При чём поддержало вооружением. Так что тут бывают какие-то разные вещи. Но я Вам просто хочу сказать, что это я Вам как пример.
И ещё такое рассуждение, вот я говорю, Вы представьте себе, что в Мексике происходит революция. Это вполне возможно, в Мексике это да, и что к власти приходят правительство антиамериканское. Это тоже легко представить себе. И это новое правительство, опасаясь большого брата с Севера, обращается к России и говорит, слушайте ребята, вы бы не могли нам одолжить десять дивизий, чтобы они стояли на нашей границе с США. США допустили бы это? Ну, не надо даже отвечать на этот вопрос. Примерно также рассуждали здесь, будут тут дивизии на нашей границе. Ну и что, мы этого не допустим.
Вот весь круг рассуждений для меня вокруг этого вопроса.