Dec 15, 2011 17:24
«Свет и радость - даже во тьме!»
Ш. Гиссер
Все еврейские праздники заставляют вдуматься в события, приведшие к их появлению, как бы вновь пережить их. Это сопереживание, дающее каждый раз новые впечатления, находит свое выражение в повседневной жизни: в поведении, речи, да-же в мыслях. Впрочем, есть нечто общее в этих чувствах, при всем их многообразии, - все они приводят к размышлениям о неотступно сопровождающей еврейский народ опеке, Провидении Творца, проявляющейся в нашей изобилующей чудесами истории. «Вот, не дремлет и не спит Страж Израиля» («Теѓилим», 121:4). Еврейские праздники свидетельствуют об этом, хотя у каждого из них - свои акценты, характерные заповеди и обычаи.
Та заповедь, которая придает неповторимость Хануке - зажжение ханукальных светильников, - дает зримое выражение неистребимому и вполне обоснованному еврейскому оптимизму: даже если снаружи стужа и мрак, еврейский дом несет миру свет и тепло. Но для того, чтобы это стало возможным, огни веры и радости надо зажечь внутри, в семейном кругу.
Танцующие язычки пламени зримо свидетельствуют о торжестве могучих духом над сильными физически, малочисленных над многими. И это чудо воспроизводимо в каждом поколении, но лишь при условии самоотверженности и неразрывности связи с «Торой Твоей и законами, установленными волей Твоей» (Сидур, молитва Аль ѓанисим).
Так это было неизменно, и «в те дни», во времена наших предков, и в «эти дни», в наше непростое время: евреи были «малочисленнее всех народов» («Дварим», 7:7), их физическая сила не могла сравниться с мощью соседей; мы выжили благодаря преданности и стойкости в вере. Горящие во тьме ханукальные свечи были для нас путеводными огнями.
«Светильник - заповедь, а Тора - свет!» («Мишлей», 6:23). Они в силах разогнать подступивший к нашим домам мрак торжествующей бездуховности современного мира. У нас есть основания для тревоги, но есть и причины для радости: лекарство от нынешних бед мы получили задолго до их прихода. Мы в состоянии не только не впустить их в наши дома, но и осветить светом святости окружающий мир. Ханукальные свечи, горящие уже две тысячи лет, порукой этому. Темноты не существует - это всего лишь отсутствие света.