Философия, эго, личность

Feb 04, 2009 14:14


Мир воспринимается вами через запотевшее от убеждений, интерпретаций и ассоциаций окно. Следовательно мир является отражением вашего ума.

Прояснив свой ум, вы сможете воспринять реальность такой какой она есть.
Дэн Миллман

Кажется, что в последнее время слишком много начали говорить об эго, уме и возможных способах их убийства. Нам видится здесь явное заблуждение некоторых особ, которые черпают свои представления о мире и человеке не из верного источника . За тысячи лет истории человечества, эта тема достаточно четко была разработана. При чем, должную часть информации было получено от управляющей программы матрицы. Самое интересное, что вопросу личности и самосознания больше всего внимания уделялось в византийской философии и каббале. Для того, чтоб прояснить картину, нам придется ввести специфическую терминологию.

Для начала дадим первое определение эго.
Итак, эго - это та часть личности, которая осознается обычным человеком как Я. Это достаточно общее определение. Если это кажется просто - хорошо, ибо дальше мы начнем погружаться в дебри.

Чтоб понять, что такое личность, нам необходимо разобраться с базовыми понятиями - сущность и ипостась. По сути, это основы византийской философии, начало которой восходит к Аристотелю и Платону. Однако, в отличие от Аристотеля и других языческих философов, византийские богословы не стали разделять понятия природы и сущности (субстанции).

То, что существует вообще, философы называли сущим (по-гречески «он» ).

«Сущее (on) есть общее имя для всего существующего. Оно разделяется на субстанцию и акциденцию.
Субстанция (ousia) есть нечто самое важное, так как она имеет существование в себе самой, а не в другом.
Акциденция (sumbebekos) же есть то, что не может существовать в самом себе, а созерцается в субстанции.
Субстанция есть подлежащее, как бы материя вещей. Акциденция же есть то, что созерцается в субстанции как подлежащем, например: медь и воск - субстанции, а фигура, форма, цвет - акциденции, и тело - субстанция, а его цвет - акциденция» (Иоанн Дамаскин. Философские главы).

Субстанция и природа в их определении - одно и то же, и обозначают они родовое понятие. Эта субстанция сама по себе существовать не может. Она бывает только в индивидуальном бытии, которое называется ипостасью:

«Единичное же  они назвали индивидом (atomon), лицом, ипостасью, например, Петра, Павла. Ипостась же должна иметь субстанцию с акциденциями, существовать сама по себе и созерцаться через ощущение, или актуально (energeia). Две ипостаси не могут не различаться между собою акциденциями, раз они различаются друг от друга числом, Следует заметить, что характеристические свойства, это - акциденции, характеризующие ипостась» (там же).

Таким образом, ипостась - это индивидуальное бытие природы или субстанции. Ипостась существует сама по себе. Ипостаси одной природы отличаются друг от друга акциденциями.

Как это применимо к человеку? Общее понятие «человек» - это природа или субстанция. Что общее для всех людей? Наличие двух рук и ног, прямая осанка, речь, разумность. Это свойства человеческой природы. Но как таковое это понятие абстрактно. Если мы возьмем конкретного человека, Ивана, Петра или Павла, это уже конкретная ипостась, ипостась человеческой природы. Так, природа сама по себе не имеет бытия, а существует только в ипостасях. Отличительные признаки каждой ипостаси - акциденции или проще - ипостасные особенности (идиомы).

Природа бывает разумной и не разумной. Человек - существо с разумной природой.
Ипостась разумной природы называется личностью. Со всеми своими качествами и свойствами.

Когда личность соприкасается с миром, с социумом, она создает некую виртуализацию своего психического пространства.  Отражение личности в мире, социуме, и есть эго. Итак, это второе определение эго. По сути, эго - это маска, которую надевает личность для проявления в мире. Поскольку сама по себе личность непознаваема , она может «работать» с миром только через свою защитную маску, которая как бы является «уплотнением» личности на «поверхности» касания с миром. Примечательно, что латинское слово «персона» переводится именно как маска. Поэтому убийство, разрушение этой маски приведет к неадекватному отношению с миром. Другое дело, что эго зачастую искажает истинную личность различными наслоениями и социальными программами. Следовательно, то что нам нужно с ним сделать - так это его трансформировать и очистить. Первым этапом на этом пути является осознание того, что эго - это не Я. Эго - это моя маска. Пусть защитная, но маска. А далее следует постепенная работа по изменению персоны. Нам нужно сделать ее пластичной и прозрачной. Пластичной - для адаптивности к различным условиям. Прозрачной - для того, чтобы истинная личность четче и естественнее проявлялась. И вот, если мы говорим о трансформации личности, то это касается, во-первых, изменения нашего эго. А во-вторых, - несущественных акциденций, т.е. тех качеств личности-ипостаси, которые не относятся к сущности.

Что еще важно понять, это то, что неадекватность эго-маски связана с действием ума. Ум, логическая часть нашего сознания, интеллект - это захвативший власть карлик, который постоянно угнетает подсознательную часть нас, используя свои полномочия программиста. Да, первоначально ум имел целью контроля и гармонического сочетания с подсознанием. Но, определенные этапы эволюционной деятельности, связанные большей частью с формированием социума и социальной Матрицы, сделали из ума болтливого тирана, который удерживает свою власть благодаря функции виртуализации психического пространства. Одно только осознание этого факта лишает его значительной части властных полномочий. Но на этом, конечно же, процесс изменения, развития не заканчивается. Это только первая предпосылка к пути трансформации эго...

inner game, persona, identity, психология, философия, личность, ego, эго

Previous post Next post
Up