Синдром невежды

Mar 30, 2015 18:56

Originaly posted at http://psysphere.ru/



«Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание» [1]

Чарльз Дарвин

Почему мы постоянно наблюдаем, что множество разнообразных гуру в любых сферах жизни на самом деле являются некомпетентными людьми? Почему каждый второй, прочитав книгу по йоге, начинает давать советы остальным, и свое мнение считает непререкаемым? Почему всевозможные «тренеры личностного роста» калечат своими тренингами и рекомендациями жизни других, а сами свои правила в жизни не применяют? Но при этом многие люди, обладающие действительно высоким уровнем квалификации в определенной сфере, будь то настоящие йогины, психотерапевты, экономисты или исследователи, достаточно критично относятся к своим знаниям, навыкам и умениям?

То, что некомпетентные люди из-за своего невежества не замечают своей некомпетентности, поражало умных людей во все времена [2]. Психологическое обоснование этого феномена было предложено сперва в виде гипотезы в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом, которые провели ряд экспериментов со студентами, в результате чего пришли к следующим заключениям:

1. Люди с низкой квалификацией склонны переоценивать свои знания, навыки и умения.

2. Способность к адекватной оценке высоких навыков и знаний других людей у них критически снижена.

3. Уровень своей некомпетентности они не способны осознавать.

4. Путем обучения можно привести некомпетентного человека к осознанию его низкой компетентности, даже если уровень его профессиональных знаний и навыков не повышается.

В психологии в честь авторов этого исследования было введено понятие «Эффекта Даннинга-Крюгера».

Эффект Даннинга-Крюгера - метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами. [3]

Примером этого эффекта в действии может служить такое распространенное ныне сетевое явление, как интернет-троллинг, в его специфической форме доказывания экспертам их несостоятельности, а также «интернет холивары». И спорят с докторами наук люди, прочитавшие популярную брошюрку, советы в диетологии расписывают блогеры, которые не видят разницу между углеводами и углеродом, а тренинги по психологии отношений ведут те, кто не понимают, чем отличается «невроз от гипноза».

Впрочем, каждый сам может провести эксперимент, предложив своему знакомому, у которого есть явные проблемы с логикой, несколько логических задач. Вы будете поражены тем, как неистово он будет отстаивать свои безапелляционные суждения, ошибочные ответы и обвинять авторов задач в нечеткой формулировке. И самое интересное, что если профана буквально ткнуть носом в его ошибки, он все равно останется при своем мнении. Пробелы в образовании и общий уровень интеллекта не дают человеку адекватно оценить свой уровень знаний и умений. Если человек долгое время варится в своем невежестве, его Эго формирует защитный механизм - самоуверенность надстраивается на фундаменте невежественного противостояния мнению других. А все, что может поколебать его самоуверенность, вызывает психологическую боль: «Как это так, я не прав? Как это так, я не самый умный?» Эта боль вновь блокируется, либо на уровне Эго, либо на уровне чувствительности, либо сразу и там, и там.

Не так давно в качестве эксперимента мы опубликовали на популярном развлекательном интернет ресурсе задачку школьного курса физики, которая решается в пару сложений. Однако для логики большинства прочитавших, ее решение было нелогичным. И из пары десятков людей только два человека сразу согласились с решением, и один - после приведения доказательств с разных сторон. Остальные упорно защищали свое ошибочное мнение, подкрепляя его колкостями, оскорблениями и апелляциями к отсутствию ума у автора задачи (читатели не знали, что задача приведена была первоначально на англоязычном университетском ресурсе доктором наук).

Обратная сторона эффекта - это люди высокообразованные и компетентные. Они наоборот не демонстрируют излишнюю самоуверенность, но обладают самокритичностью. Именно к ним применима поговорка: «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что знаю мало».

Что касается применения эффекта Даннинга-Крюгера на практике, то все бы ничего, если бы не факт, что часто «самоуверенные от невежества» занимают более высокие посты, чем «компетентные от знания». Самым простым выходом для руководителя является оценка уровня компетентности его сотрудников, тестирование их на предмет излишней самоуверенности. И если подчиненный не готов повышать в дальнейшем уровень своей квалификации, от него следует оградиться. Вплоть до увольнения. Хотя Даннинг и Крюгер разработали систему обучения для «невежд», о чем упоминалось в выводе 4 их исследований выше, подобное оправдано лишь в случаях, когда временные затраты на это обучение стоят того.

-----------------------------

[1] Charles Darwin. The Descent of Man (w) Introduction, page 4 (1871).

[2] Например, http://мыслеформа.рф/a-nevezhestvo.html

[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0_%E2%80%94_%D0%9A%D1%80%D1%8E%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0

самозванцы, тупость, гуру, психика, психология

Previous post Next post
Up