Почему сейчас так много случаев самоубийств подростков? Почему дети стреляют в учителей? Почему психикой стада так легко манипулировать, создавая им иллюзию свободы?
Попытка разобраться в этом с точки зрения биоэнергетического психоанализа в статье "Тотальная шизоидация". Первая часть на сайте "Психомедия":
http://psychomedia.org/articles/1272 - Не надо повязки на глаза, - сказал он с презрением, сделал последнюю затяжку и щелчком отбросил окурок. Чуть заметная улыбка играла на его губах. Он стоял лицом к направленным на него ружьям, прямо, не шелохнувшись, вызывающе гордый и надменный, не сломленный и не разгаданный до самого конца.
James THURBER. The Secret Life of Walter Mitty
Конец 19 - начало 20 века были ознаменованы зарождением «Терапии души». В то время самой изучаемой «болезнью» была истерия. Собственно, начало психоанализа было положено в совместной работе З.Фрейда и Й.Брейера, исходом которой стала их книга «Исследование истерии» (1895). Истерия исследовалась Шарко, Фрейдом, Юнгом. Она была «знаковым» заболеванием, характеризующим общество того времени. Но в наше время истерическое расстройство личности не столь актуально, достаточно изучено и не характеризует современное общество, как во времена Фрейда.
Основой существования общества сейчас является информация. Резкий скачок в развитии информационных систем, телевидения, интернет, средств коммуникации сформировал иной стиль мышления, новые методы обработки сознания членов социума. И эта тенденция приводит к массовым изменениям, как образа мышления, так и энергетического типа личности значительной части человечества.
Основной психической проблемой в существовании современного общества можно смело назвать шизоидную девиацию.
У термина «шизоидация» есть два значения: во-первых, это расщепление личности, во-вторых, это уход от реальности. Крайняя степень шизоидации - шизофрения с полным отрывом от реальности, когда больной живет в собственном мире, мире расколотой личности, отдельные части которой в его собственной реальности играют «видимые» роли, а образы затмевают реальность.
Психотерапевты отмечают рост проявлений шизоидных черт у пациентов, но это как-то игнорируется общественностью, впрочем, как и самим психотерапевтическим сообществом. Нормального или здорового человека рассматривают лишь с точки зрения наличия у него невротических симтомов. Мол, если нет тревожности, то все нормально. Видимо, это выгодно для общества в рамках существующих тенденций его развития. Шизоидному типу приходится внутри своей психики мириться с противоречиями между реальностью и образами. За счет своих защитных механизмов он вполне может существовать объединяя противоречия, ему не нужно видеть действительность, он живет в собственной реальности. Это ли не идеальный зомби, который не будет требовать от действительности своего, не будет искать нестыковки, подчиненный и послушный?
Но эта позиция как психотерапевтов, так и общества в целом может привести к трагедиям отдельных личностей. Самоубийства молодых людей, которые не имели невротических симптомов, бунтарство подростков, приводящее к разрушению их жизней, и недоуменные возгласы журналистов: «Что же могло произойти?» Вот лишь некоторые результаты тотальной шизоидации общества.
В чем суть шизоидной структуры личности?
Шизоидный тип характеризуется отделенностью, оторванностью, утратой связи с реальностью. Он имеет тенденцию к деперсонализации, а его проявления отчуждают его от мира. Это характерно не только для людей в патологических состояниях, но и для тех, кто считается «нормальным».
Биоэнергетический психоанализ рассматривает тело и психику человека, как единое целое. Если у человека полностью отсутствует контакт с телом, он не может контактировать с реальностью, в результате чего уходит в свою собственную виртуальную реальность, созданную для защиты от враждебности внешнего мира (как его воспринимает Эго). Это шизофрения. Шизофреник не знает кто он, а поскольку не контактирует с реальностью, то такой вопрос даже не может прийти ему в голову. Шизоид же знает, что у него есть тело, но он не воспринимает себя как тело. Он не может отождествиться со своим телом, что вынужденно расщепляет его личность. И он чувствует, что мир и все люди не имеют к нему никакого отношения. В случае, если шизоидация психики приводит к ощущению деперсонализации, вопрос «Кто я?» для шизоида становится актуальным, но ответа он найти не может, потому что не в состоянии почувствовать свое тело, отождествиться с ним.
В психологии термин «шизоид» используется для описания поведения, которое качественно похоже на шизофреническое, но при этом остается в рамках «нормы». Поведение шизоида часто кажется нормальным, но характеризуется надломом личности и следующими «специфическими паттернами»:
1. неспособность к концентрации внимания;
2. ощущение нереальности происходящего;
3. уклонение от тесных взаимоотношений с людьми, застенчивость, уединенность, чувство неполноценности;
4. отсутствие способности направленно выразить свои агрессивные чувства; чувствительность к критике, потребность в поддержке;
5. склонность искажать или отвергать факты;
6. интроверсивность, чрезмерная мечтательность, аутичное поведение;
7. всплески эмоций, похожие на истерические приступы, провокационные рыдания, крики или приступы гнева;
8. неспособность переживать позитивные эмоции, удовольствие;
9. отсутствие эмоциональной реакции или гипертрофированное реагирование, перевозбуждение, мании.
Между здоровым человеком и больным шизофренией есть грани псевдонормальности, которые часто ближе к заболеванию. Такое отклонение Александр Лоуэн называл «шизоидной девиацией».
У здорового человека нет конфликта между Я и телом. Он отождествлен с телом. Его личность проявляется через тело. Отождествление с телом позволяет ему адекватно контактировать с окружающим миром, воспринимать себя как часть мира.
Но для современной культуры в целом характерна определенная неуверенность в отождествлении личности, а отсюда возникает чувство нереальности происходящего. Человек создает свой собственный образ Эго и образ тела, ориентируется на роль, которую он выбрал или выбрали за него. Отождествление с этой ролью в конечном итоге приводит к разрыву с реальностью, а когда этот разрыв становится очевидным, человек впадает в отчаяние.
Пример
В нашем мире слишком много примеров трагедий шизоидных личностей, которые объясняются как угодно, но только не на основании анализа шизоидного поведения. Либо правда намеренно отвергается, либо не замечается в силу отсутствия у аналитиков знаний об этом явлении.
В феврале 2014 года Российские СМИ только и говорили о том, что десятиклассник убил учителя и полицейского прямо в школе. Отличник, «психически здоровый» десятиклассник расстрелял учителя из ружья, а затем открыл стрельбу в приехавших сотрудников полиции. Какие только версии не выдвигались: и нервный срыв, и конфликт с учителем, и ссора с родителями и просто «трудный возраст». Общество в негодовании, психологи обращаются к родителям и причинам конфликта, политики поговаривают о новых законах об оружии и возможности введения в школах должности психиатра. Но те же самые «государственные психиатры» и психологи не видят сути проблемы, действуя в рамках общественной инструкции. И поэтому заголовки газет и интернет публикаций пестрят лишь пафосными возгласами и удивлениями: «В тихом омуте…», «Московский школьник, расстрелявший учителя и полицейского вырос в семье верующих». Обвиняли и родителей в неправильном воспитании, и законы об оружии, а суицидальные склонности подростка обосновывали каким-то «комплексом ботаника» и «компьютерной зависимостью». Но при чем же здесь все это? Ведь это все вторичные, побочные или не существенные акценты, о которых можно говорить еще не одно десятилетие, вздыхать, охать, забывать и снова вспоминать, когда произойдет новая трагедия.
Никто из «специалистов» не смог разглядеть в телесной конституции малолетнего бунтаря шизоидных черт, которые просто бросаются в глаза! Удлиненное тело, помутневший взгляд, маска на лице, болтающиеся, как на веревках, руки, склонность к самодеструктивному поведению…
Перед нами типичный всплеск шизоидного бунта, разломанной личности. Личности, которая не смогла найти контакт с миром через тело, не смогла почувствовать свое тело, тождественность с телом. Из-за конфликта Эго и тела личность расщепляется, что сказывается на всех аспектах поведения и существования индивида. Эмоциональное здоровье личности при ее расщеплении не возможно.
Продолжение следует...