Мелодия - энергия - слово

Jun 28, 2015 00:00

По-хорошему, мне бы собраться наконец рассказать о дне рождения Оргии Праведников, но, чую, не соберусь. Вот в чем минус стажа рок-журналистом - теперь, если нет обязательства репортера или хотя бы обещания лично музыкантам, фиг соберешься написать. А с другой стороны, и ладно. В конце концов, действительно, не обязана.
А расскажу я про то, к чему Оргия Праведников тоже относится. В свое время на небезызвестном сайте "Задолба.ли" промелькнула фраза, что-де музыка делится на музыку мелодии (например, классика или духовные песнопения) и музыку энергии (и здесь вечные враги рок и рэп сливаются в объятии). Мысль мне понравилась, и ща я ее буду разворачивать.
Ну, во-первых, я бы к этой классификации добавила третью составляющую - назовем ее "музыкой слова", хотя это немного оксюморон. Потому что наиболее яркое проявление "музыки слова" - это старая добрая авторская песня (да-да, "быть должна гитара очень старой, битой и без третьего колка", знаю-знаю) или достаточно многое из русского рока, за что его систематически и ругают. В общем, вы поняли, "меч - фигня, главное - тексты!". Вот с этим третьим компонентом классификация представляется мне достаточно полной.
Во-вторых, хотя это скорее должно быть в-нулевых, в который раз оговорюсь: ни одна классификация не является абсолютной. "Музыка мелодии" не означает обязательно слабых текстов, "музыка энергии" не означает обязательно отвалившихся ушей, "музыка слова" не означает обязательно трех аккордов. Ну, о том, что ни одна из этих категорий не хуже и не лучше других, упоминать практически излишне, но я на всякий случай упомяну. Плюс чистых категорий практически и не бывает, во многих жанрах можно, пожалуй, найти примеры всех трех. Есть барокко и есть Вагнер. Есть Юрий Визбор, а есть Джем с одной стороны и, скажем, лирично-мелодичная Нэнси с другой. Да, менестрельщину я, пожалуй, отнесу в большую кучу авторской песни, ибо таки один из ее подвидов. Но дальше я буду писать о том, что знаю несколько лучше.
В моих музыкальных пристрастиях почти безраздельно царит металл. То есть самая что ни на есть "музыка энергии", по первоначальной классификации. Однако же не мне вам рассказывать, насколько этот жанр разветвился. Я тут матери включила Il canto del Vento Рапсодии, и она крайне удивилась, когда я сообщила, что вот это вообще-то тоже принадлежит к металлу. А таки принадлежит.
Так вот, упомянутая Рапсодия - пожалуй, мелодия и энергия пополам. Текст на вторых и скорее инструментальных ролях, что видно по тому, что народ с ним творит. Границы строк посреди грамматической конструкции, ударения на служебных словах и прочее. Я понимаю, что язык не родной, ну так Хаммерфоллу он тоже не родной, однако у них такого нет. Хотя они на той же полке. Или вон Эпидемия, у которой с текстами в большинстве случаев полная беда, но в пору Самосвата за его чистейший звенящий голос и сценическую энергетику я им прощала все.
Эпика, нежно мною любимая, и, пожалуй, наш Катарсис - в первую очередь музыка мелодии. Нет, с текстами у тех и тех полный порядок, с энергетическим зарядом тоже, особенно у Катаров - но на первом плане именно красота мелодии, будь то почти что симфонические переливы у Эпики или узоры флейты и взлеты вокальной линии Катаров. Умереть от красоты, не успев толком вникнуть, о чем там было. И это я, "словесник", в первую очередь слушающий тексты.
Упомянутая в начале Оргия Праведников - как раз-таки музыка слова. Что в металле скорее редкий зверь. Ну и что характерно - те песни, которые у группы и у сольного Калугина общие, мне зачастую больше нравятся в сольной версии, а электрическая порой кажется избыточной, с одной стороны, и недостаточно "заряженной", с другой. Составляющих "энергетической" компоненты добавили, но достаточной энергии они не принесли. Что опять же характерно, мои любимые песни именно Оргии Праведников акустических версий не имеют. Они цельные, они созданы сразу так.
А есть, например, Арктида. Которая при всей своей мелодичности - чистый заряд энергии. Ну я об этом много писала. Чистая ярость "Клятвы" и "Памяти", чистое отчаяние "Дождя", чистая сила "Позвизда" и "Моей Империи". Да не всегда и конкретную эмоцию можно назвать - просто заряд силы.
И, как всегда, отдельным пунктом оказывается Ария. Потому что там три компонента как раз сбалансированы. Вообще я для себя сформулировала, почему у меня, да и много у кого, Ария таким особняком. Несомненно, есть на свете более интересные музыкальные решения. Есть более хитроумные соло. Есть глубокие тексты, есть прекрасные голоса, в общем, что из составляющих по отдельности ни возьми - наверное, найдутся те, кто вот именно это делает круче. Но у Арии, не знаю, оказалась формула оптимального баланса. За то и люблю.

мысль, музыкальное

Previous post Next post
Up