Печально известное 2.

Nov 23, 2019 13:48


Почему писать - это так сложно?

Я постоянно задаю себе подобные вопросы и никогда не нахожу ответа. Обычно вдохновение приходит в самый неподходящий момент. Сейчас он настал. В эти дождливые, ветряные дни.

Дорогой читатель, прибывая в Европе ты просто не можешь пропустить путешествия. Здесь можно отправиться в Вену за 1100 рублей, в Стокгольм за 500, а дорога в Варшаву занимает вообще копеечные суммы. Последнее мои «трипы» - Гданьск и Вена. При этом, я провел время замечательно. Получил колоссальное удовольствие. Культурный туризм удается!

Могу сказать - я запустил свои записи. Причем основательно. Вообще в жизни случилось много нового. Я посещаю культурные мероприятия, кинопоказы - все невероятно мотивирует, но когда дело доходит до текста - ты снова бездарь. Кстати, посетите мой инстаграм, я постоянно, что-то показываю.

Продолжаю писать про Лодзинское гетто - объект моих научных исследований. Ныряем в материал!





Музей Радегаст в Лодзи. Личное фото.

Все закончилось на общих фактических деталях, сейчас я хочу заострить внимание на более глубоких фактах.

Перед тем как описывать структуру и организацию гетто в Лодзи, необходимо обратить внимание на определенные институты, с помощью которых появлялась «та самая» структура. Речь идет «единицах самоуправления», а именно о Юденрате (на территориях генерал-губернаторства и Ältestenrat - на других оккупированных землях). Простым языком - это орган управления в гетто, состоящий из бывших еврейских лидеров, магнатов, деятелей этого города. Важно отметить ключевой фактор «автономии». Он вобрал в себя множество функций, от создания уличных кухонь, до организации еврейской полиции. Самый «колкий» момент - часто юденрат выполнял функции пополнения списков для депортации (был инстанцией между немецкими властями и лагерной плахой и газовой камерой). Вообще, в мыслях немецкой администрации юденрат подразумевался как особый институт «пособничества», если можно так сказать. Это, кстати, часто упоминается в западной историографии. Лодзинский юденрат - как раз таки идеально вписался в концепт нацисткой мысли. Получилось так, что выполнялись приказы практически идеально [1:33]

Получается в начале статьи мы подходим к очень острой дилемме (мы еще не говорим о такой личности как Хаим Румковский). Не стоит сразу клеймить юденрат, он не всегда с точностью и беспрекословностью выполнял приказы. Истории известно, как члены умерщвлялись нацистами из-за банальнейшего неповиновения. При этом - стоит вопрос о жизни и смерти. Вопрос на который нельзя дать ответ. Что могли сделать евреи-управленцы в таких ситуациях? Особенно после того как Гейдрих затронул вопрос существования еврейства в Европе уже 21 сентября 1939 [1:35-36]. Подумайте о политической мудрости управленцев юденрата - Лодзинское гетто просуществовало дольше всех остальных, множество евреев были благодарны своим «старейшинам» за жизнь. Никто не мог рассчитывать на благоприятный исход - нацисты в Польше были сильны до 1944 года.

Как я уже писал выше, основная задача юденрата - это реализации политики нацистов в отношении евреев. Все остальное, что делалось администрацией, делалось по отмашке оккупационной власти. Еще один интересный момент! В западной историографии часто пишут, что все мероприятия, которые были согласованы, будь то выступления театра или иные культурные мероприятия - все делалось для того, чтобы евреи максимально долго не догадывались об идущем проекте по «окончательному решению вопроса», то есть - физическим устранением евреев. Часто, при оглашении списков на депортацию, представители юденрата вынуждены были говорить - «это временная мера»; «более такого не повторится». Все это очень печально, очень трудно современным исследователям найти грань. Именно об этом я писал в других статьях - Лодзь и гетто этого города уникальнейший случай. С одной стороны геройское восстание в Варшавском гетто, смерть, но геройская смерть, с другой полумертвое, но живое, мрачное гетто в Лодзи.

Самая «яркая» персона гетто - Хаим Румковский председатель.



Хаим Румковский. Музей Яд--Вашем. https://www.yadvashem.org/articles/general/the-lodz-ghetto-historical-background.html.

Хаим родился в Российской Империи, в городе Ильино, в 1877. Он был промышленником, перебрался в Лодзь в годы ее буйного роста, к концу 19 - началу 20 века. Позже, Румковского и его судьбу можно проследить следующим образом: он выполнял функцию советника старейшины еврейской общины города (кехиллы). Немцы, кстати планировали сформировать будущий юденрат как раз из представителей кехиллы, но случилась заминочка. В Лодзи главой кехиллы был Лейб Минберг Исраель, но он покинул город перед немецкой оккупацией. Румковский занял его место (в конце октября 1939). Он имел хорошие способности в управлении людьми, после создания гетто он пригласил 31 еврея, сформировав Бейрат - особый орган, который помогал председателю решать все вопросы в гетто. Первый Бейрат просуществовал недолго. 7 ноября 1939 года был доставлен в гестапо по обвинению в пособничестве подпольным силам (которых тогда толком еще не сформировалось), гестапо смогло успешно сфабриковать дело, исключением был Румковский и еще 2 человека [2:121-122]. Других же вывезли за город и расстреляли, некоторых сослали в Краков. Трагический конец первого Бейрата, позволил созвать второй, только при этом, Румковский уведомил оккупационные власти об этом. В Бейрат вошли 21 человека. Есть теория, что председатель избрал людей «третьего сорта», не мыслящих, но исполнительных и послушных. Скорее всего это было сделано для того, чтобы укрепить власть в своих руках [3:171-172].

До сентябрьской депортации 1942 факты говорят сами за себя, Румковский крепко держится за власть, пытается угодить немцам, появляется на улицах, представительно заявляет о «единственной возможности спастись - трудиться». Председатель не был дураком, он хорошо понимал, что сам за всем не уследит. С конца 1939 усиливается роль еврейской полиции в гетто, авторитарная модель Хаима Румковского заработала на полную, все асоциальные элементы подвергались гонениям - все стремилось к стабильному покою на улицу и своевременным выходам на работу.



Король еврейской Лодзи - Хаим!

Примечателен один инцидент 17 января 1941 года Румковский согласовал с властями кандидатуру Леона Шикера. Леон стал главой медицинского департамента. Со временем, новый глава все больше позволял себе вольности и независимости, председателя это сразу напугало. 12 июня 1941 Шикер был уволен с поста. После этого инцидента Румковский подчинил все департаменты себе, поставив во главе только пешек, которыми легко управлял. Это дало свои плоды [ibid].

Лодзинское гетто преуспело в организации своего труда и производственных достижений. Сама система была четко институционализированноой, а его четкая организационная структура стала моделью для подражания. Многие еврейские руководители Юденрата на других оккупированных землях привозились сюда для изучения этой модели, а затем обязаны были повторить её в своих населенных пунктах. Перейдем к конкретным цифрам в мае 1940 года была введена в эксплуатацию первая швейная мастерская, к сентрябрю 1940 года их насчитывалось 17, некоторые из них были слиты в швейные фабрики. К 1943 году в гетто было 117 действующих фабрик, мастерских, складских помещений и так далее. Другие цифры: к июлю 1940 года 40000 из 146000 евреев в гетто были трудоустроены, к марту 1942 года число возросло до 53000 [4:27-77]. Тем не менее, занятость не гарантировала жизнь, рабочие получали увеличенные пищевые пайки, но даже их не хватало и смертность все равно была высокой.



Совещание в юденрате. https://www.yadvashem.org/articles/general/the-lodz-ghetto-historical-background.html.

Хаим пытался дать работу людям, всеми силами пытался спасти людей, но политика нацистов была непреклонна. Депортации после начала 1942 участились, постоянная эксплуатация, пайки и так далее. Немцы выжимали из бывшего промышленного центра все.

Лагерь смерти Хелмно - именно с этим местом связано массовое убийство евреев под Лодзью. Первый опыт убийства в машинах "душегубках" провели в декабре 1941 года [5]. Почему немецкие власти решили из выгодного производства депортировать людей? Ответ кроется во множестве деталей. Перечислим некоторые из них: во-первых, с октября 1941 года в Лодзинское гетто начали пересылать евреев из западных территорий, например из Австрии и Чехословакии [2:122], начала обостряться проблема перенаселения, во-вторых, рассовая нацисткая теория и "Окончательное решение еврейского вопроса" сами собой подразумевали физическое устранение евреев. В декабре 1941, Румковский выдаст немцам на депортацию первых людей. Они разделялись на три категории: криминальные элементы, инвалиды, старики. Они были депортированы в разное время в течении декабря, точных данных о количестве жертв мне пока не удалось установить. В конце 1941 года в гетто создадут "комитет по эвакуации", который будет составлять списки обреченных на смерть. С 16 по 29 января 1942 года начнуться массовые депортации в лагерь смерти Хелмно, 10103 будут удушены газом [2:217]. За все время существования гетто здесь погибнет около 194000 человек [6].



Карта гетто

Давайте подойдем к выводам, которые мы имеем из нескольких постов.

Почему же не состоялось восстаний подобных Варшавскому, почему никто не сбежал и никто не помог? В Лодзи активная протестная сила была притесняема и самим Юденратом и еврейской полицией, говоря проще - Румковский боялся восставать, при этом мемуары выживших и научные исследования объясняют нам этом рядом ключевых факторов:

• "Герметичная" и не имеющее связи с внешним миром, сильно охраняемая территория;

• Оккупационные власти располагали сильным гарнизоном военнизированной полиции СС в городе;

• Из-за плотной охраны у подполья не было шансов иметь связь с другими ячейками сопротивления;

• Массовая смертность и массовые депортации населения в лагеря смерти, попросту говоря, множество активных протестных деятелей погибло;

• Политика Хайма Румковского;

• "Окончательное решение еврейского вопроса"

Все эти факты делали это гетто особенным, а его историю интереснейшей для изучения в современном смысле межкультурного дискурса. К тому же, исследования и создание новых направлений в проблематике изучения Холокоста положительная тенденция. Можно расширить проблематику и в ходе этого расширения получить ответы на множество вопросов.

Следующие посты будут о жизни в гетто. Мы подробно разберем жилищный, продовольственный вопросы. Планируются посты о депортации и уничтожению евреев в гетто и обсуждении нацистских проектов убийства людей. С точки зрения академизма посты требуют определенной подготовки, тому же, я занимаюсь своими университетскими делами. Я посетил несколько городов и думаю тоже сделать обзор (особенно на Варшаву) о еврейской истории города в заданный нами период.

В любом случае спасибо Вам огромное, любви и сил!



Память и правда - наша сила! Мы помним!

Список литературы и документов.

  1. Isaiah Trunk -Lodz Ghetto: a History. Indiana University Press. 2008.
  2. A. Eisenbach, ed., Dokymenty i materjaly do dziejow okupacji niemieckiej w Polsce, vol.3: Getto Lodzkie. Warsaw 1946.
  3. I. Rubin - Zydzi w Lodzi pod neimiecka okupacja 1939 - 1945. London:Kontra. 1988.
  4. Documents on the Holocaust: selected sources on the Destruction of the Jews of Germany and Austria, Poland, and the Soviet Union, 8th ed., ed. Y. Arad, I. Gutman and A. Margoliot. Lincoln and Jerusalem: University of Nebraska press and Yad Vashem 1999.
  5. https://eleven.co.il/jewish-history/holocaust/14499/
  6. https://www.centrumdialogu.com/litzmannstadt-ghetto/


Previous post Next post
Up