Наверное, многим памятен такой эпизод. В феврале 2004 года в Москве рухнула крыша аквапарка «Трансвааль». В момент катастрофы 8-летняя девочка Саша обнаружила, что рядом с ней в воде барахтается малышка (3-летняя Маша). У самой Саши была сломана рука. Она не знала, что с ее родителями. Рядом лежала бетонная плита, поднырнув под которую, можно было выбраться из завала. Тем не менее 8-летняя девочка полтора часа держала малышку, успокаивая ее, и дождалась прихода спасателей. Когда Сашу потом спросили, могла бы она поднырнуть и уйти, она сказала: «Ну, конечно! Но как же можно бросить человека в беде?» [more]
А вот другая история. Тоже реальная. Некая девушка вышла замуж. Ее родители - обеспеченные люди, купили молодой паре квартиру. Но дочь хотела еще и роскошную иномарку. В этом ей отказали. Тогда она через мужа «заказала» свою мать. Та была убита. Дочь рассчитывала получить наследство, достаточное для покупки желанной машины. Однако киллера поймали, и он выдал заказчиков.
Конечно, это экстремальные примеры. Но по ним видно, насколько огромен разброс «морального поведения» у разных людей. Мишель Монтень когда-то сказал, что люди отличаются друг от друга зачастую гораздо больше, чем человек отличается от животного. И он совершенно прав.
Что же такое нравственность? Из наших примеров это понятно. Нравственный человек предпочитает не сиюминутный эгоистический интерес, а интересы других - или то, что ему кажется правильным. Безнравственный, наоборот, жертвует всем ради своей корысти.
Почему же некоторые люди ведут себя так, как девочка Саша? А многие другие так себя не ведут?
В тихом омуте...
Римма Алексеевна - очень строгая мама. Ее 7-летняя дочь Вита, хотя она и умная девочка, и у нее вполне благополучные и обеспеченные родители, не умеет пользоваться мобильным телефоном. Мама считает, что дочери нельзя позволять звонить, кому захочется, и говорить, о чем хочется. Квартирный же телефон стоит в комнате родителей, закрывающейся на замок. Разговаривать можно лишь с маминого разрешения и в ее присутствии.
Вита уже обучена работать на компьютере, даже немного умеет печатать, но завести свой электронный адрес ей не разрешают: все письма для Виты приходят на адрес мамы и проходят весьма строгую «цензуру».
Все «подруги» и «друзья» Виты, ее партнеры по играм, отобраны мамой.
Дома у Виты две обязанности: она каждый день после обеда выносит пакет с мусором и иногда присматривает за годовалой сестренкой. Мама строго следит за исполнением поручений.
Мама Виты не отличается разговорчивостью. Она занятой человек. Ее общение с дочерью ограничивается деловыми вопросами и распоряжениями. Впрочем, Римму Алексеевну отличает выдержанность, и на дочь она никогда не кричит. Но Вита ее побаивается.
Когда Вита пошла в школу, Римма Алексеевна стала каждый день выслушивать ее «отчеты», но вообще была спокойна: по ее мнению, дочь абсолютно «стерильна» с моральной точки зрения. Действительно, сначала учительница хвалила Виту: исполнительная, умная, развитая. Но потом случилось ЧП. В классе есть больная девочка, ее следовало бы отдать на компенсирующее обучение, но родители не захотели. Она смешная, говорит непонятно, очень маленькая и слабая. Ее стали бить, издеваться. Пришли родители девочки, пожаловались. Выяснилось, что в число главных «инквизиторов» входит и примерная Вита. Она оказалась самой изощренной из всех мучителей.
Римма Алексеевна была скандализована. Вита, полностью изобличенная, тем не менее не захотела ни в чем сознаться.
Старший брат
Дане тоже 7 лет. И у него есть братик Димка. Иногда Даня водит его в сад и забирает оттуда, но мама никогда ему этого не поручает, а просит: «Даниил, сходишь в садик за Димкой? Я занята, не успею». В этом случае мама всегда называет Даню полным именем.
Данин папа - большой молчун, а мама, как и Римма Алексеевна, очень занята: она пишет диссертацию. Но, несмотря на это, детям часто удается втянуть и папу, и маму в свои забавы. В соседнем парке они любят все вместе играть в прятки. А дома предпочитают всем другим настольные игры.
Когда Даня с Димкой остаются дома одни, старший брат отвечает за поведение младшего. А Димка - невероятно шустрый мальчишка. Однако Даня умеет за ним присмотреть, никогда не поднимает на него руку, хотя они и ссорятся на почве «соблюдения моральных норм». Например, брать конфеты из буфета запрещается, и Даня за этим строго следит. Димка же так и норовит стащить конфету: именно потому, что нельзя.
Однажды по дороге из садика Даня не досмотрел за братом: тот забрался в лужу, промок и заболел. Температурил, кашлял.
Мама расстроилась, но не ругала Даню, а потом сказала, что не сердится: это ведь получилось случайно. С тех пор Даня стал более внимательным «нянем».
Когда Даня пошел в школу, случился эпизод, будто специально придуманный для проверки его моральной зрелости. Старшие мальчишки зашли в раздевалку и стали шарить по карманам. Дане они пригрозили, чтобы молчал. Но он не побоялся спорить с ворами, и его побили. Даня пожаловался учительнице, и воров поймали. Они рассказали, как этот «шпендик» пытался им помешать - вот и пришлось его «поучить». Видно, мало ему дали. Вот какой вредный мальчишка!
Семена и всходы
«Нравственный человек» ведет себя хорошо не напоказ, а для себя. Например, Саша прекрасно понимала: никто ее не осудит, если она поднырнет и убежит, оставив малышку. Да никто и не узнает. Однако она этого не сделала.
У подлинно нравственного человека есть определенное представление не только о том, как следует себя вести, но и о самом себе как о человеке, соблюдающем моральные нормы. Например, «нельзя бросить человека в беде» - это моральный императив. Саша уверена, что должна его соблюдать. Хотя она знает, что не все люди и не всегда так себя ведут. Зачем это Саше? Чтобы сохранить уважение к себе.
Так считают современные педагоги и психологи. Правда, разные люди нередко добиваются самоуважения даже диаметрально противоположными способами, в том числе и с помощью самообмана. Но Саше, чтобы уважать себя, нужно вести себя морально. Другого выхода нет. Иначе она потеряет уважение к себе.
Как же все-таки получаются такие люди, как Саша и Даня? Какие нужно соблюсти условия, чтобы человек вырос вполне моральным? И, наоборот: почему некоторые люди становятся аморальными, как Вита?
Самим родителям не стоит вести себя аморально - особенно по отношению к ребенку. Поведение Риммы Алексеевны, например, вполне можно квалифицировать как аморальное: она читает все письма, адресованные ее дочери. Подобное поведение близких взрослых развращает детей независимо от того, понимают ли они, что родители поступают некрасиво. Подсознание малыша «делает вывод»: маме можно - почему же мне нельзя?
Потребление добра и заботы со стороны взрослых не воспитывает. Воспитывает только «производство добра». О Вите, например, очень заботятся: в 3 года она уже знала все буквы, в 7 лет умеет печатать. Ее развивают, да еще как! Однако это не сделало девочку нравственной.
«Производство добра» - это не всякое хорошее дело, а только такое, которое ребенок делает добровольно. Его не заставили (как заставляют Виту выносить мусор, присматривать за сестрой), а он сам согласился это сделать. Вот так, как Даня заботится о младшем брате.
Очень важно предоставлять ребенку определенную степень свободы и самостоятельности. Если кто-то ведет себя «правильно» из страха наказания - это не имеет никакого отношения к нравственности. Нравственен тот, кто ничего не боится и не видит для себя выгоды в том, чтобы поступать правильно, - и все-таки так поступает. «Прагматическая нравственность» в условиях гарантированной безнаказанности легко переходит в безнравственность.
Тотальный контроль тоже не помогает. Пока вы следите за ребенком, он будет вести себя «хорошо». Но нельзя же человека контролировать всю жизнь. А, вырвавшись из-под контроля, такой ребенок обычно начинает «куролесить». Так что мама Виты скорее мешает ей становиться нравственной, чем помогает.
Не стоит от ребенка постоянно требовать: «Веди себя хорошо!». «Не делай так, а делай так!». Все время напоминая человеку, что он должен вести себя хорошо, тем самым предполагают, что он может (или хочет!) вести себя плохо. Подсознание малыша это прекрасно «понимает». К тому же, отстаивая свою самостоятельность, ребенок может нарушать моральные нормы: именно потому, что их соблюдения постоянно требуют.
Полезно поручать ребенку роль защитника моральных норм: обычно - в отношении более маленьких детей. Так, присматривая за братиком, Даня чувствует себя взрослым, что повышает его самооценку. Вот почему Даня ревностно относится к своим обязанностям. И те нормы, соблюдения которых он требует от брата, сам он нарушать уже никогда не будет.
Некоторые родители думают: чтобы ребенок вырос моральным человеком, нужно не прощать ни одного его проступка. Напротив, наказание самим фактом своего вынесения уничтожает вину - избавляет от чувства стыда. Так что прощение может быть более верным путем к нравственности, чем наказание за любой проступок. Только это прощение вины ребенка должно им восприниматься не как проявление слабости взрослых, а как великодушие (я могла бы тебя наказать, но я тебя прощаю: я знаю, что ты хороший и сделал так случайно).
Очень важно для воспитания нравственности бескорыстное общение взрослых с ребенком.
Родители Дани играют с ним. Они дарят ему свое время, свои эмоции - себя. И делают это бескорыстно. Такой ребенок считает, что и сам должен бескорыстно что-то делать для взрослых. Например, не огорчать их. Соблюдать нормы поведения. А вот если взрослые общаются с ребенком мало, только на уровне старший - младший (я приказываю - ты исполняешь), ребенок не считает себя ничем обязанным такому взрослому. И соответственно, он ближе к состоянию аморальности - чем к моральному поведению.
Иногда родители рассуждают так: вот пойдет наш малыш в школу, начнем его воспитывать, а пока об этом думать рано. Нравственность не свалится с неба, когда ребенок пойдет в школу. К тому времени малышу желательно привить «нравственный иммунитет». Тогда у него все будет в порядке!
http://www.moy-rebenok.ru/article/momclass/686/