Итак, продолжаем мою любимую тему, на этот раз представляю Вашему вниманию свой очередной проект: истребитель-перехватчик ближнего радиуса действия Blohm&Voss BV P213.
Предыстория появления этого маленького причудливого самолета такова:
Уже к середине 1944 года, когда немецкая дневная истребительная авиация была окончательно сломлена, атаки союзнической авиацией с бреющего полета стали принимать все более и более угрожающие масштабы. Это не только оказывало огромное деморализующее влияние на войска, но и сделало практически невозможной подготовку к контрнаступлению наземных частей вермахта на Западе. Для борьбы с этой стремительно возрастающей угрозой (одновременно с формированием “Фольксштурма”) была разработана концепция “чрезвычайной истребительной программы”. В рамках этой программы, в ноябре 1944 года Техническое Управление RLM объявило открытый конкурс на разработку легкого истребителя-перехватчика для борьбы с авиацией противника на малых и средних высотах.
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_launch.gif)
V1 (Fi103) на горизонтальной пусковой рампе
Ba349A Natter на вертикальной пусковой установке
BV P213 на пусковой установке (реконструкция)
Конструкция будущего самолета должна была быть максимально простой, несложной в производстве, без использования “стратегических” материалов и возможностью выпуска большой серией. Кроме того, самолет должен быть несложным в управлении, максимально легким и небольших геометрических размеров, что позволило бы запускать его со сборных пусковых установок предназначенных для V1 (горизонтальных) или Natter (вертикальных).
Программа получила официальное название "Miniaturjäger", план предусматривал постройку большого количества Miniaturjäger-ов с их последующим размещением в условиях “без аэродромного базирования”, в непосредственной близости от прикрываемых объектов - на пусковых установках горизонтального или вертикального типа (взлет со сбрасываемыми ракетными ускорителями), а также вблизи автострад (используемых в качестве временных ВПП). Всего на участие в конкурсном проекте подали заявки 3 фирмы: Heinkel (проект He162 с ПВРД), Junkers (проект Ju EF126) и Blohm&Voss с BV P213.
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_162-5.gif)
Проекции проекта КБ Юнкерса Ju EF126
Проекции проекта КБ Хейнкеля
He162
Интересно что, уже после войны работы по Ju126 были продолжены вывезенными в Советский Союз немецкими специалистами и продолжались там с переменным успехом вплоть до закрытия программы в 1948 году.
Ju EF126, на аэродроме Теплый Стан (Юго-Запад Москвы, 1947 год).
Предложение КБ Блом унд Фосс - индекс 213, отвечало большинству требований программы, в качестве двигателя так же как и у конкурентов, предлагалось оснастить самолет прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД) Argus As014, который серийно производился немецкой промышленностью для крылатой ракеты V1 и имелся в запасе в достаточном количестве.
Схема пульсирующего воздушно-реактивного двигателя Argus As014.
После предоставления разработчиками детально проработанных предложений, программа просуществовала еще несколько месяцев, а затем в декабре 44-го в силу ряда причин была окончательно свернута. По расчетам экспертов из DVL расчетная скорость BVP213 должна была составлять чуть больше 700 км/ч, дальность - 170 км, потолок около 7 км, взлетный вес - 1280 кг, вооружение должно было состоять из одной пушки MK108 30мм (так называемого “отбойного молотка”) с боезапасом в 135 снарядов.
![](http://luft46.volga.ru/bv/213-1.jpg)
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_30mm-mk108-blenheim.jpg)
фрагмент оригинальных чертежей проекта BV P213
30 мм пушка Rheinmetall-Borsig MK 108 и впечатляющий результат ее “боевой работы”
Модель этого миниатюрного самолетика была построена из чешского смоляного набора PlanetModels с небольшими переделками и дополнена некоторым количеством самодельных деталей (новый интерьер кабины пилота, ниши и стойки шасси, труба ПВРД и др. мелочи). Всего на постройку модели ушло около недели работ по вечерам, по 2-3 часа в день, включая сборку и окраску.
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-004.jpg)
Модель от Planet считается новинкой, появилась в продаже относительно недавно, детали отлиты качественно, на первый взгляд без видимого брака и деформаций, расшивка тонкая аккуратная. В комплекте отличного качества декаль от DeadDesign, печать очень четкая, без смещений, подложка тонкая, цвета плотные, хороший белый (непрозрачный - при нанесении декали на темную краску). Не слишком аккуратные шасси - отлиты с армирующей проволокой внутри, т.к. смола довольно хрупкий материал, а эти детали довольно тонкие и склонны ломаться под весом модели. Так же очень хорош ваку-фонарь, в меру тонкий и кристально прозрачный, в пакетике их 2 штуки, на случай если один вдруг будет испорчен. В целом набор производит довольно приятное впечатление, редкий и интересный прототип, небольшое количество деталей, ясная инструкция, несложный вариант окраски, позволяет легко построить симпатичную модель даже малоопытному моделисту.
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-007.jpg)
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-008.jpg)
1024х768, 145 кб
1024х768, 145 кб
Содержимое коробки.
Теперь о недостатках, в первую очередь это конечно традиционно высокая цена за набор, которая, несомненно, отпугнет начинающих моделистов, а малое количество деталей и слабая детализация набора - возможно, вызовут чувство досады и у “профессионалов”. Незатейливая простота расшивки и откровенная бедность интерьера (а то и полное его отсутствие), пустые ниши и упрошенное, грубо отлитое шасси - традиционный бич серии проектов “Luftwaffe`46”. Отчасти тут виной ленность нерадивых макетчиков (не потрудившихся посмотреть, как выглядит шасси у реальных аналогов), отчасти ограничения технического характера (особенности массового литья). Но в остальном, причиной является острый дефицит качественных рабочих материалов у разработчиков модели, в большинстве случаев “бумажных проектов” еще и полное отсутствие фото и хороших чертежей реальных прототипов. Приходится “додумывать” самому, брать за основу интерьер и детали реально существовавших аналогичных аппаратов, для того, что бы модель не выглядела примитивной игрушкой, а стала похожей на миниатюрную копию настоящего самолета. Многие элементы модели производитель мог бы конечно дать более реалистично и подробно (кресло, ниши, стойки, диски колес), но увы… очевидно цена такой модели - тогда выросла бы в разы. Будем реалистами, если не придираться, то надо полагать, большинство моделистов вполне устроит и такой уровень детализации, подобный пластиковым моделям “начального и среднего уровня”.
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-009.jpg)
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-010.jpg)
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-011.jpg)
800х600, 91 кб
800х600, 84 кб
800х600, 81 кб
После лирического отступления, вернемся к постройке модели. С помощью специальной мелкозубой пилки все смоляные детали были отделены от литников, той же пилкой были отрезаны управляющие поверхности крыльев и хвостового оперения. Отрезанные части промаркированы тонким перманентным маркером для того, что бы потом их не перепутать при последующем монтаже. Как и у большинства смоляных китов, у модели отсутствуют монтажные шпильки или выступы склеиваемых деталей. Для прочного соединения крыла и фюзеляжа, в крыльях были высверлены отверстия под монтажные шпильки (разделанная кусачками канцелярская скрепка), а также соответствующие “принимающие” отверстия. Металлические шпильки посаженные на цианакрилатный клей создают прочное и надежное соединение деталей крыла и фюзеляжа, аналогичную операцию проделал и для хвостового оперения.
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-012.jpg)
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-013.jpg)
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-014.jpg)
800х600, 89 кб
800х600, 100 кб
800х600, 109 кб
Затем настала очередь ниш шасси, с помощью модельного ножа раскроил тонкий полистирол на полоски, из которых выклеил имитацию силового набора видимого внутри ниш. Далее выбрал, сначала сверлом, а затем насадкой бормашинки канал воздухозаборника, так как производитель не удосужился его сделать. В канале приклеил U-образную вставку сделанного из жести перегородки воздухозаборника. Интерьер кабины пилота чрезвычайно скуден (сказать по-правде, его практически нет), для его оживления придется изготовить недостающие элементы внутренней начинки кабины самостоятельно. Грубое подобие пилотского кресла было безжалостно отпилено и выброшено в помойку, для изготовления чаши сидения кресла, из смоляного литника был вырезан пуансон. Далее разогретый над электроплиткой кусочек “сметанного” пластика был осторожно отформован на заготовке-пуансоне. После чего, отрезав все лишнее, была получена нижняя часть-основа для будущего кресла, из тянутых литников различного диаметра, кусочков пластика, проволоки и жести сделаны остальные части конструкции. На бортах кабины из тех же тянутых литников и полосок тонкого пластика были имитированы видимые части силового набора фюзеляжа, а так же недостающие боковые панели и пульты. Из жести выгнут кожух, прикрывающий приборную доску сверху, а так же закреплен на расплавленном стеарине свинцовый груз, что бы исключить посадку модели на хвост. Из кусочков тонкого пластика вырезан и склеен “сандвич” приборной доски, доску из набора пришлось выкинуть. Так же в дело пошли травленые педали из набора Part (пожалуй, самая спорная деталь подобной детализации, ее практически никогда не видно на собранной модели).
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-015.jpg)
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-016.jpg)
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-017.jpg)
800х600, 137 кб
800х600, 101 кб
800х600, 118 кб
Шасси модели хоть и отлиты заботливым производителем с арматурой внутри (для прочности), выглядят довольно непрезентабельно, посему так же отправились в помойку. Новые стойки по уже отработанной технологии были сделаны из трубочек и иголок различного диаметра, кусочков пластика и тянутого литника. Источником тонкостенных трубочек послужила соломка, предварительно замоченная для большей гибкости (что бы не полопалась при нарезке) в кипятке. Подходящее по размеру и форме колесо для носовой стойки шасси, взамен отлитого с дефектами смоляного, подыскивалось в запасах старого модельного хлама. Стойки собирались воедино на цианакрилатном клее и затем приклеивались на индивидуальные державки (для удобства в последующей окраске). Колеса основного шасси были отлиты более аккуратно, но также имели небольшие дефекты литья на дисках, поэтому что бы не мучится с их доводкой были вырублены острой трубочкой из тонкого пластика и посажены на клей новые диски. Из толстой медной фольги вырезаны створки основного шасси с имитацией набора и замков механизма уборки шасси. Труба рабочего канала ПВРД Аргус была сделана новая из медной фольги свернутой в трубку, сточенной и проклеенной по шву.
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-018.jpg)
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-019.jpg)
800х600, 110 кб
800х600, 98 кб
Интерьер кабины пилота был так же дополнен бронезаголовником с элементами крепежа, изготовленным из кусочков пластика и тянутых литников. Ниши шасси доработаны до придания им более реалистичного вида, имитирован видимый силовой набор. Затем готовый интерьер был окрашен из аэрографа, тумблеры и переключатели намечены тонкой кистью масляными красками, приклеены привязные ремни из фототравления. В отверстия приборов добавлены “стекла” из капелек хамброловского Clearfix-а. Ваку-фонарь порадовал своей отличной прозрачностью и умеренной толщиной, отметив маркером края реза, он был аккуратно вырезан мелкозубой пилкой, подточен по-месту на наждачке и посажен на ревеловский клей для прозрачных деталей Contacta. Далее модель была собрана, тщательно прошпаклевана и отполирована под покраску. Из нарезанного на тонкие полоски тамиевского скотча были изготовлены маски для окраски переплета фонаря, полосками был выклеен периметр маскируемой области, внутренняя (незащищенная скотчем) часть которого была затем заполнена Масколом. Затем незащищенные масками участки переплета фонаря были задуты интерьерной краской. Для выявления дефектов поверхности и лучшего сцепления краски модель была задута аэрографом тонким слоем предварительно стравленной из баллончика тамиевской грунтовки. Участок носовой части была задут белым цветом (для того что бы нанесенный красный цвет не выглядел “грязным”) и закрыт масками. Перед окраской прошелся по всем линиям расшивки тонким черным перманентным маркером (в качестве прешейдинга).
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-001.jpg)
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-002-1.jpg)
![](http://s3.photobucket.com/albums/y82/slava_trudu/BV213/th_bv213-003.jpg)
800х600, 88 кб
800х600, 97 кб
800х600, 99 кб
Далее модель была окрашена в соответствии с выбранной цветовой схемой голландскими алкидными эмалями MotipDupli на тикурилловском растворителе. Сначала модель была более светлой краской окрашена сероголубым RLM76, затем были заготовлены и нелеплены на верхние поверхности модели - тонкие “колбаски” скатанные их пластилина (в качестве масок). Часть нижних и боковых поверхностей была также маскирована зубной пастой и модельным скотчем. После чего был нанесен основной тон камуфляжа зеленый RLM83 и красный RLM23 на освобожденную от масок носовую часть. Нарезав из тамиевского скотча квадратиков, оклеил ими носовую часть в шахматном порядке, затем задул черным цветом. После окончания покрасочных работ были сняты маски, нанесены декали, и следы эксплуатации (графитовая пыль и морилка), а затем модель была задута финишным тонким слоем полуматового нитролака. Сборка шасси и других мелочей производилась на цианакрилате, места склейки зачищались острым модельным ножом, в последнюю очередь были сняты маски с фонаря.
Вот и все модель готова, надеюсь вам было интересно прочитать эту сумбурную статью (возможно, кое какие мелкие детали в описании я забыл упомянуть, т.к. уже прошло достаточно времени с момента начала постройки)