Вот, не прошло и 2 месяцев;) и я все же собрался с силами и заставил себя, наконец, дописать давно обещанную статью про постройку своего “большенога” -
Heinkel He-59B .
Немного предыстории: все началось еще с весны прошлого года, когда я рассматривал кандидатуры на постройку для участия в Конкурсе “Испания в огне”, тогда то я и положил глаз на эту машину. Особенно мне тогда глянулись здоровенный нелепый биплан He59 и мелкий, юркий мессер Bf109D. В силу ряда причин тогда построить обоих не удалось, к сроку был готов только Bf109D, а так и не начатый He59 был отложен в долгий ящик в ожидании более полной информации необходимой для постройки этой громоздкой машины. Спустя несколько месяцев в течении которых я усиленно занимался другими модельными проектами, потихоньку скопилась кое-какая информация на вожделенный хейнкель. По большей части благодаря неоценимой помощи отечественных и зарубежных (польских, испанских и французских) коллег удалось постепенно насобирать минимум необходимых для начала постройки материалов, e-беевских фото, схем и пр. После чего я смог наконец вплотную заняться этим китом. Так как с недавних пор у меня проснулся особый интерес к "испанскому периоду" люфтваффе, поэтому модель изначально было решено строить в цветах Легиона "Кондор", вариант охотника довооруженный пушкой из подразделения AS/88.
Машина, на мой взгляд, ну ооочень харизматичная, достойный венец развития почтенного рода "этажерок", гармонично сочетающая в себе архаичные черты распорочно-расчалочных “дедушек” и чистые линии самолетов "новой эры". Это здоровенное детище КБ Хейнкеля давно манило меня своим своеобразным видом, на мой извращенный вкус, это был один из самый элегантных и симпатичных представителей особо-крупно-бипланной породы. В начале 30-х, когда немецкий флот еще не располагал официально ни одним самолетом, была принята программа строительства специальных морских авиагрупп, в частности предусматривалось создание и оснащение рейхсмарине самолетами 7 различных типов. Уже в январе 1934 года, в рамках 21-месячной программы , были начаты проектные работы по созданию большого специализированного морского самолета, крупнейшего из построенных ранее Хейкелем бипланом, проектными работами руководил талантливый конструктор Рейнхольд Мевес.
В короткие сроки удалось создать довольно удачную конструкцию, которая, пережив ряд модификаций, успешно эксплуатировалась немцам и их союзниками вплоть до 45-го года. Основное предназначение самолета - выполнение задач морской разведки, патрулирования акваторий, так же планировалось создание модификации бомбардировщика-торпедоносца, а так же "сухопутных" вариантов на колесном шасси. Первый полет опытной машины состоялся в в сентябре 1931 года (Не-59а), второй опытный (Не-59b) полетел в январе 1932. После успешных летных испытаний опытных машин, последовало принятие Не-59 на вооружение эскадрилий "общего назначения" (каждой третьей в составе морских авиагрупп), а в конце 1933 на заводе Арадо было налажено его серийное производство. Несмотря на быстрое морально старение конструкции, и прекращение производства в конце 38-го, He-59 все же повоевал в нескольких войнах, уцелевшие Не-59B/D и N неоднократно модернизировались, переоборудовались, и активно использовались вплоть до конца войны в 45-м.
Изкоробочный осмотр отливок несколько опечалил, качество литья набора малость напомнил о ранних изделиях Special Hobby, ЛНД дает о себе знать, увы. Обильно присутствует несовмещение половинок мелких деталей, расшивка местами грубовата и имеет замыленные края, местами вполне ничего. Провис полотна несколько утрирован, впрочем это беда многих производителей, недоумение вызывают объемные детали даны плоской травленкой, а также смоляные детали весьма отдаленно напоминающие оригинал. Поверхностный осмотр обещал много работы и переделок. Первым в дело пошли поплавки, сточив поверхностный рельеф, из тонкого сметанного пластика вырезал отбортовки и горловины заправочных лючков, добавил швартовочные узлы. Готовые поплавки задул по швам черной краской в качестве прешейдинга, а затем нанес основной тон RLM02. Затем настала очередь крыльев, пришлось предварительно сточить изнутри все кромки до приемлемой толщины, затем отделил от крыльев, процарапав швы иглой все управляющие поверхности. Затем крыло в сборе также было подвергнуто шлифовке, окончательной сборке и прешейдингу.
Расчалочно-распорочные ажурные конструкции бипланов всегда у меня вызывали священный трепет, собирая He59 я насладился этими ужасными распорками и расчалками в полной мере. Почти полсотни стоек подверглись высверливанию с обеих сторон торцов, в полученные отверстия вклеил на цианакрилате отрезки стальной проволоки, которые позволили бы потом создать прочное соединение с крыльями и фюзеляжем. Большинство мелких деталей потребовало “хирургического вмешательства” на крупных - выведения и утоньшения кромок.
Затем настала очередь фюзеляжа, на стенки изнутри, из тонких полосок пластика наклеил имитацию силового набора. Сняв стеариновые копии сечений внутреннего изгиба поверхности фюзеляжа, сделал имитацию шпангоутов. Прорезав отверстие в борту, сделал открытой дверь в фюзеляже. Для того чтобы облегчить монтаж стоек и распорок внутреннего силового набора, пришлось срезать верхнюю часть фюзеляжа.
Запасясь терпением, изрядно попотев, все же собрал на цианакрилате из отрезков флористической проволоки ажурную систему стоек и распорок внутреннего силового набора фюзеляжа. Из тисненой на плоскости напильника (для придания ребристой поверхности) мягкой алюминиевой фольги - изготовил пол кабины, из отрезков пластика, тянутых литников и фольги - сиденье, приборы и другие детали интерьера в носовой части фюзеляжа.
Затем, после окончания интерьерных работ, внутренность фюзеляжа была задута черной краской (прешейдинг), после чего нанесен интерьерный цвет, смонтированы элементы интерьера и трубопроводы. Вооружившись тонкой кисточкой, раскрасил элементы и детали интерьера, приборы и проводку, наклеил травленые эдуардовские привязные ремни для экипажа. После чего половинки фюзеляжа были собранны воедино, а затем началась финальная стадия сборки. В крыльях и фюзеляже были высверлены отверстия для монтажа на стальных шпильках, так как масса деталей была довольно значительной и требовалось обеспечить высокую прочность соединения. После окончания сборки фюзеляжа и крыльев, настала очередь шпаклевочных работ. Швы и стыки пришлось шпаклевать довольно обильно, так как стыковались детали не слишком хорошо, затем вооружившись надфилями и шкуркой предался ответственной операции - выведению поверхностей под покраску. Покраска однотонная, особых сложностей не возникло, после нанесения прешейдинга, основного тона RLM02, дополнительно высветлил выступающие ребра обшивки той же краской более светлого тона, также высветлил некоторые отдельные листы обшивки. Таким образом, самолет не будет выглядеть монотонно окрашенным, имитация неравномерного выгорания и износа красочного покрытия изрядно оживляет и придает дополнительный реализм покраске. По трафаретам нанесены ОЗ и элементы опознавания, мелкие элементы нанесены с помощью декалей из набора. Затем настал час окончательной сбори бипланной коробки, со всеми ее многочисленными стойками и растяжками. Как я теперь уважаю приверженцев темы авиации ПМВ и собирателей этажерок, изрядно намучившись с многочисленными растяжками и хрупкими распорками, я впредь десять раз подумаю, прежде чем возьмусь за биплан, да еще и таких размеров - по габаритам и сложности эта модель превосходит все, что я собирал до этого.
Особые страдания доставил процесс сборки крупных узлов, а так же непередаваемые ощущения при монтаже стоек бипланной коробки (посадочные места на модели намечены еле заметными рисками на пластике), пришлось вживлять в каждую из стоек с обеих сторон по кусочку стальной проволоки, а затем сверлить массу отверстий под посадочные места. Несмотря на это конструкция в полусборе получалась довольно хлипкая, при небольших усилиях и нагрузках, многочисленные стойки прогибались, все время норовили сломаться, выскакивали из своих посадочных мест. Очевидно, сказалось также и отсутствие у меня опыта по сборке бипланов, да еще и таких размеров и веса, изрыгая проклятья, я 3 раза разбирал и переклеивал поплавки и бипланную коробку. Были моменты, когда я даже усомнился в принципиальной собираемости данного кита со штатными стойками из набора, настолько все не сходилось, недоставало и торчало не там где надо:). В конце концов, терпение и труд победили, и модель удалось собрать "малой кровью", без тотальной замены, наращивания и укорачивания всех стоек и распорок. Конструкция в окончательном сборе приобрела неожиданную для такой ажурности прочность и основательность, и я уже без былого трепета мог брать ее за крылья, без риска все раздавить нечаянным усилием пальцев.
Биплан получился очень тяжелым, громоздким по габаритам, когда дело дошло до многочисленных растяжек, я очередной раз впал в раздражение, и кто только придумал эту паутину, на весь процесс расчаливания ушло 3 вечера кропотливого труда. Методом проб и ошибок, был выбран метод с вклеенными проволочными колечками в качестве крепежа и капроновой нитью в качестве расчалок. Добавив недостающую мелочевку, и нанеся легкие следы эксплуатации, я принялся за изготовление минидиорамки с водной поверхностью.
Для начала заготовил основание - им послужила обычная фоторамка, приобретенная в ближайшем магазине фототоваров. Из нее был изъят картон, взамен вставлен лист пластика тех же размеров и толщины (это чтоб не повело потом от влаги). Для экономии материалов заполнил по-максиму внутренний объем рамки (глубину "моря") смесью алебастра и ПВА. Когда смесь начала подсыхать - сформировал рельеф волн и вдавил поплавки модели, затем полученную поверхность покрыл слоем белого грунта (смесь зубной пасты и ПВА). Когда грунт полностью высох, покрасил поверхность в морские цвета (маслянными красками). Затем, после того как все подсохло, навалял сверху прозрачного строительного силикона (взял самый обычный - прозрачный, со строительного рынка). Дождавшись когда поверхность малость подсохла - положил сверху лист полиэтилена густо смазанный водорастворимой смазкой-разделителем (чтоб силикон не прилип к полиэтилену), окончательно сформировал волны. Затем, когда силиконовая "водичка" начала схватываться, снял полиэтилен, вдавил поплавки в полученную "воду", подправил и слегка заострил гребни волн. После того, как все засохло окончательно, смыл смазку-разделитель, обезжирил поверхность, ну и как завершающий штрих - практически сухой кисточкой добавил белил на гребни волн - морскую пену.
Вот и все, результат перед вами, после того как модель была окончательно готова, выставил ее на тематический ДиШ-Конкурс “Эстетика 30-х”, по итогам которого она и завоевала 5 место. Желающие могут посетить страничку конкурса, где можно ознакомится с работами других конкурсантов и увидеть результаты голосований - посмотреть можно тут:
страничка
КонкурсаЭстетика 30-хвот и все, надеюсь вам было интересно...