Оригинал взят у
nvlasova в
Как…?Следуя собственной логике, состоящей в том, что истинное развитие дает только построение «индивидуальной вопросительной траектории», я решила написать серию мини-статей, звучащих как ответы на вопросы, которые меня волнуют. И, которые волнуют людей, обращающихся ко мне за консультациями. Мне интересно искать свои ответы на эти вопросы. И пусть мои ответы иногда будут похожи на чьи-то еще, все равно это именно мой, индивидуальный взгляд на повседневность через призму моей психоаналитической подготовки.
Я надеюсь, что постепенно ответов будет становиться больше и тогда их будет логично объединить в блоки. А пока мелкой россыпью. Цикл мини-размышлений «Как…?»
Как поддержать самооценку ребенка?
Недавно мне этот вопрос задали родители в детском саду. И сами же на него ответили: надо чаще хвалить. Этот ответ самый распространенный и вроде бы очевидный. Но мы при этом забываем, что похвала- это тоже оценка. Положительная, но оценка. И завтра она может быть отрицательная. Сами того не подозревая, мы учим ребенка ориентироваться на оценки окружающих. Позитивная оценка - значит я «хороший». Негативная - «плохой».
В свою очередь уверенность в себе формируется, в основном, не в результате оценивания, а в результате опоры на собственные силы и возможности. Поэтому важнее не хвалить ребенка, а «возвращать», отзеркаливать ему «что он делает». Т.е помогать ему находить себя, свою индивидуальность в том, что он делает.
Мы очень часто сравниваем детей с кем- либо: с братьями и сестрами, с одноклассниками, с детьми знакомых и родственников. Причем чаще всего в негативном ключе: типа, «посмотри как Петя хорошо себя ведет, а ты?» , «посмотри как Маша хорошо учится, а ты?» . Тем самым ребенок приучается все время себя с кем то сравнивать. Но помогаем ли мы ему увидеть, чем он отличается от Пети или Маши, в чем его уникальность?
Трудный вопрос.
И следующий вопрос, который возникает - КАК?
Как это сделать? Как показать уникальность? Как научить видеть уникальность в себе и окружающих.
Мне видится, что здесь все дело в тонких различиях, в деталях.
Я часто прошу на консультациях или родительских собраниях рассказать родителей о своих детях. И слышу: «он(она) добрый, умный, послушный…» Разве по этим характеристикам можно одного ребенка отличить от другого? А потом мы идем в детали: как проявляется его доброта? Что он(она) делает, что Вы понимаете что ребенок добрый. И выясняется, что одна девочка добрая потому, что не делает никому зла, другая помогает родителям накрывать на стол, мальчик делится с друзьями своими игрушками, а другой трепетно ухаживает за своим хомячком. Все дети оказываются разными и поступки у них разные. А родители называют все это одинаково: быть добрым.
Значит, начинать надо не с детей, а с себя.
Можем ли мы сами увидеть уникальность своего ребенка? А рассказать ему о ней, так, чтобы он в этом зеркале узнал себя?
Может быть вместо того, чтобы говорить ребенку: «ты у меня такой молодец - ты добрый» можно попробовать говорить: «ты ухаживаешь за рыбками, значит ты умеешь заботиться о других», или «ты помогла мне убрать со стола, спасибо, - я понимаю, что это делаешь из любви ко мне. Я тоже тебя люблю, поэтому завтра испеку твои любимые блинчики». Или «мы любим папу, поэтому давай, к его приходу с работы, мы умоемся, причешемся и красиво оденемся и встретим его радостью и вкусным ужином». Т.е давайте попробуем ребенку объяснять, что он и Вы делаете, когда выражаете то или иное чувство и состояние.
Как говорится, «Бог в деталях». Давайте попробуем помочь ребенку найти в себе Бога. Творца. Творца своей жизни. А где Вы видели Творца с низкой самооценкой?
Итак, начинаем:
Расскажите мне о Ваших детях.