Круглый стол

Oct 19, 2012 20:28




10 октября в 12.00 часов Чувашский государственный художественный музей организовал круглый стол
"Музей. Фотография. Коммуникации". В обширной программе имело место и мое сообщение: "Юрий Зайцев как предтеча современной творческой фотографии в Чебоксарах".


Портрет Ю.А. Зайцева. 1960-е гг.


Исследования по фотографическому творчеству Ю.А. Зайцева в 2004 году были опубликованы на сайте ART-переход. ru.в рамках проекта «Неизвестный город». Для фотографической общественности были представлены подлинные материалы, непосредственно касающиеся его фотографической деятельности: выдержки из дневниковых записей, фотографии, выполненные в технике «бромойль». Творчество Юрия Зайцева, именно как фотографа, одна из основных задач наших исследований.

Как известно, началом фотографического творчества Ю.А. Зайцева послужило знакомство в 1926 году с фотолаборантом завода «Профинтерн» А. Хатеевым. Природная одаренность и целеустремленность позволили подняться Юрию Зайцеву до такого профессионализма, что  его фотографическая деятельность стала известна не только на общесоюзном, но и международном уровне.

В своей автобиографической рукописи «Куриç» он вспоминал: «В Бежице открыл фотоателье. Шли дела коммерчески и общественно…Будучи членом ВОКСа (Всесоюзное общество культурных связей) начал выступать на международных выставках фотографии, исключительно пигментной обработки. Стал жарким участником журнала «Советское фото». Стал популярен…К концу  1927 года в Бежице открыл фотовыставку. В афишах под девизом - «Фото без карандаша и красок»…».

Это было время массового развития фотолюбительства, а лицо советского фотоискусства до 1930 года определяло художественное направление пикториализма. Их успех за границей был огромен. Для пикториализма характерен подход к фотографии как к искусству, близкому живописи, но отличающемуся от живописи только технической реализацией получения изображения. Зайцев, как художник, совершенствовал нестандартный бромомасляный (бромойль) способ позитивной фотопечати. Фотограф вносил в отпечаток существенные изменения, стилизовал его, что позволяло придать снимку вид гравюры или одноцветной живописи (гризайль). Окончательный вариант снимка часто получался в единственном экземпляре, что тоже сближало с практикой художника, нежели фотографа.

Деятельность местных фотолюбителей г. Бежица во главе с Зайцевым приняла такой масштаб, что была организована первая в истории Брянской области фотовыставка. В журнале «Советское фото» (1927, №11) была опубликована информация: «Группа фото-любителей рабочих завода «Профинтерн» организовала …выставку. Было выставлено свыше 300 фотографий, иллюстрирующих, главным образом, советский быт. Больше всего (свыше 200) фото выставил зачинщик выставки фотограф-художник Ю. Зайцев (чуваш)…».

По этой информации имя Юрия Зайцева стало известно на родине и в конце 1927 года он получил письмо с приглашением переехать в Чувашию. В феврале 1928 года художник вместе с женой выехал в Чебоксары. По приезду, в здании Центрального Чувашского музея, он организовал выставку «Живопись и светопись». Журнал «Сунтал» отмечал: «Заметна техническая сторона его работ. Однако есть и большие недостатки. Идеология (выделение главной мысли) его работ не совсем ясная, в них не очень отражается современность. Художник витает и ищет красоту где-то в облаках…Нет отражения масс. В литературе и в других искусствах коллектив и массы становятся сейчас главными героями…» (перевод Г.И.).

Несмотря на отрицательную оценку своего творчества, Ю.А. Зайцев в Чебоксарах строит дом, где обустраивает фотоателье-лабораторию и организовывает занятия с активом фотолюбителей газеты «Канаш».

До 1930 года Юрий Зайцев один из самых активных фоторепортеров журнала «Сунтал». Профессиональный опыт, кругозор  в художественных направлениях фотоискусства позволили ему активно откликаться на самые современные темы, связанные с индустриализацией, культурным возрождением родного народа, воспитанием детей и социальным положением чувашской женщины. Пикториализм бежицкого периода сменяется фотографией репортажного направления. Ощутимым становится стиль конструктивизма, где преобладают геометрические формы. Обложки и заставки целого ряда номеров журнала «Сунтал» за 1928-1929-1930 годы оформлены Юрием Зайцевым. Авангардизм фотохудожника, в поиске новых средств выражения и содержания, наиболее зримо обнаруживается в новом отношении к стилю и монтажу фотографий, к их дизайну в оформлении журнала. Благодаря Зайцеву, впервые в республике фотографические изображения к заставкам и первым страницам обложек журнала стали выглядеть как информационные полифонические пространства, где переплетались современность и архаика в виде цельной музыкальной партитуры. Одна из заставок журнала за 1929 год, оформленная Зайцевым, непосредственно имела музыкальное название: «Йал кĕвви» («Мелодия деревни» - перевод Г.И.).  В оформлении монтажа других заставок включались стилизованные фрагменты чувашского орнамента в виде укрупненных геометрических элементов. Это было совершенно новым  явлением в художественной практике Чувашии. Другое направление дизайна обложек «Сунтала» в стиле конструктивизма по уровню не уступало наиболее радикальному ежемесячному журналу левого фронта искусств «Новый Леф», издававшемуся в Москве.

Через два года активная фотографическая деятельность Зайцева была прервана: его раскулачивают, лишают имущества и дома, фотоателье передают введение киностудии «ЧУВАШКИНО».  Поэтому он с семьей был вынужден уехать из Чебоксар: сначала в Бахчисарай, потом в Евпаторию в артель фотографов, а затем к родителям жены в село Ястребовку Курской области. Получив удостоверение внештатного фотокорреспондента «Союзфото», едет в город Елово, оборудует лодку, названную им «Унионфото» и сплавляется по Каме, а в зимнее время пробирается пешком по Оренбургским степям.

Профессиональное увлечение фотографией сохранилось у Зайцева до последних лет жизни. «Я обошел все места с «лейкою»…по два-три рулона за день, что составляло в среднем 90 снимков…» - вспоминал он в своей рукописи о 1960-х годах.

В настоящее время нами ведется работа по выявлению новых фотографических работ Юрия Зайцева в периодических (журнальных) изданиях. Просмотрены и отсканированы все репродукции с фотоработами Зайцева в журнале «Советское фото». Также оцифрованы все репродукции с фотоработами Зайцева в журнале «Сунтал» начиная с 1920-х гг. по 1940 г. По возможности ведется работа по изысканию и каталогов международных выставок, где экспонировались фотоработы Зайцева.

Требуют идентификации ряд фотографий, которые хранятся в виде контрольных листков малого формата в альбомах Ю.А. Зайцева. Среди «контролек» имеются оригинальные листы с видами Таллина, которые без сомнения могут быть датированы 1966 годом. Новый материал дает возможность охватить почти всю эволюцию фотографического творчества Зайцева.

Работа по изысканию новых фоторабот и новой информации, касающейся творчества Юрия Зайцева продолжается.

Юрий Зайцев

Previous post Next post
Up