Асина гора.

Jan 30, 2012 10:33

Оригинал взят у mari_sheihova в Асина гора.
 Я всегда с удовольствием размещаю материалы, которые посылает мне благороднейший доктор из Москвы Магомед Абдулхабиров. Так я хотя бы немного отдаю дань своего уважения и к нему лично и ко всем врачам. Вот и сейчас я получила его рассказ о подвиге медицинской сестры

Ныне, когда в стране  муссируются  «наши» и «не наши», «Россия для русских», «Хватит кормить Кавказ» и другие опасные государство разрушающие лозунги, хочу поведать о героическом подвиге русской медицинской сестры в горах Дагестана.
Несмотря на труднейший участок работы, который был определен Асе по ее же  просьбе, эта миловидная девушка среди жителей высокогорного Цумадинского района  Дагестана показала и красоту своего щедрого любовью к людям сердца. Горцы  определили  на все века статус  своей, родной и любимой дочери. Попробую поведать  о короткой и прекрасной жизни медицинской сестры  Аси Денисенко.
   Август 1957 года. .Дагестан - далекий, горный край. По райцентру Агвали пронеслась весть о том, что среди приехавших на работу в район  есть девушка сказочной красоты с  улыбкой «живой Джоконды». Главный врач района Мариям Кахиева предложила ей место главной медсестры  в районной больнице. Из дневника Аси:«М.М.Кахиева старалась устроить меня получше, но я, несмотря на  предостережения подруг, хотела в Хушет- самый отдаленный аул района». 3150  метров над уровнем моря Так Ася Денисенко стала заведовать фельдшерско-акушерским пунктом - одним на 5 аулов и 30 хуторов, в 93 -х  км от районного центра, куда пешком идти трое суток. Часть дороги проходила через опасную дорогу «Орлиное гнездо».  Запись в дневнике по прибытии: «Я в Хушете .Мозоли на ногах. Усталость большая. Кажется, что смогу  встать лишь  через неделю… Как же  дивно вокруг!» За неделю Ася обошла все хутора ,аулы, фермы, чабанские стоянки и летние пастбища. Она радостно удивлялась миру, открывшемуся перед ней, новым людям, их характерам и традициям. Ася заводит медицинские карточки на всех жителей участка, ведет прием и патронаж больных. Берется за изучение письменного аварского и бесписьменного дидойского языков. Очень скоро она уже могла изъясняться с горцами на их родном языке. Обращаясь к больному повторяла: «-Пожалуйста, поправляйся! Ради детей своих! Ради Аллаха! Ради меня!»

Из дневника:«Ни радио. Ни магазина. Ни телефона. Ни дорог. Нет клуба, почты, электричества. Мечеть превращена в колхозный склад. Это плохо. Продуктов нет. Дров нет. А работы- хватает. И бюстов вождей -тоже…Не хныкать!» Ася было настолько красивой и доброй, что хушетинские и хваршинские матери приходили сватать Асю за своих сыновей, что было  абсолютным признанием ее своей. Но она полюбила парня из соседнего Ботлихскогого  района, которого называла рыжиком. Из дневника:«Родной мой рыжик! .Как тяжело у меня сейчас на сердце. Долгие вечера провожу одна и все думаю о тебя.  Я могу посмеяться с другими ,потанцевать ,но никогда не изменю моему чувству. Я хочу, чтобы и ты любил меня.» Любовь была безответной. Более 30 лет прошло с той поры. У этого рыжика   большая семья, но при рассказе об Асе он теряется, а его глаза становятся грустными…

Люди назвали мед пункт «Асиной  больницей»,и эта больница была для них Институтом Склифосовского, Министерством здравоохранения, исповедальней, ибо Ася Денисенко была единственный квалифицированный медик на добрую сотню километров. Особенно заботилась она о детях и женщинах. Ася   выросла в детдоме, и поэтому  хорошо знает горечь обездоленного детства. Ася призывала  мужчин бережно относится к дочерям, сестрам, матерям. Она была потрясена  тяжелым  трудом  и многотерпением горянок. Много раз с болью   замечала Ася  яркость красоты горянок и её стремительное увядание  от непосильной работы.  «В январе, -пишет она,-надо сходить в Агвали, взять лекарства. Бывают тяжелые случаи, когда ты и хирург, и акушерка, и анестезиолог. Опять буду тащить все на себе. Не дают лошадей, черти. А мне прививки детям делать надо. Завтра иду в обход по хуторам- выявить больных. Снег выпал по колено. А в чем идти? Здесь в обычной обуви не пройдешь. Нужны теплые сапоги, а у меня их нет. Только туфли…»«По пути в Агвали  лед провалился и я упала в Андийское Койсу,  меня понесло. Хорошо, что не в основной поток попала. Вылезла, пошла еле-еле и вся во льду дошла до Цумада-Урух. Там меня переодели в сухое,  уложили в кровать». Всякий раз по пути в райцентр Ася останавливалась в Нижних Хваршинах у Хандулай. Добрая горянка любила ее, как свою родную дочь.
Беда настигла ее   12 марта 1965 года.  Ася ,как обычно, пришла к Хандулай поздним вечером. В горах еще лежал снег… В ту ночь Хандулай  постелила своей Асеньке постель, надела собственноручно сшитую ночную рубашку, приложила руку ко лбу, прочла молитву и ушла спать. То ли всерьез,  то ли в шутку Ася иногда просила научить ее молитве, но Хандулай отговаривалась и вполне серьезно отвечала: «-На таких, как ты, Боги сами  должны молиться!».Хандулай рано встала на утреннюю молитву. Встала и Ася, она оделась и собралась на дорогу. Хасбула,- муж Хандулай, стал ее  отговаривать, говоря, что за ночь выпало много снега, дорога скользкая и опасная. Ася объяснила, что ее ждут в Хушете  больные: роженица и пастух с воспалением легких. Ответила на аварском:«Что это с вами, родной мой Хасбулат. Перестали мне доверять? Неужели за 6 лет я не познала коварство и любовь горных дорог?». Ася хорошо знала ,что мусульманская молитва не прерывается даже под угрозой смерти, и понимала ,что после молитвы Хандулай не отпустит ее ,уговорит остаться. Поэтому она подошла к женщине, ставшей для нее матерью, встала перед ней на колени, тихо попрощалась,  взяла рюкзак и ушла. После ее ухода Хандулай  не находила себе места, сердце чувствовало беду.  Казалось,  что прошла вечность…Через три часа пришел сосед и позвал Хасбулу. Что-то прошептал ему за дверью. Мужчины быстро ушли в ущелье…

Ася лежала на белом снегу под скалой у речки .Часы на руке еще шли. Казалось, что смерть не коснулась ее прекрасного лица.Хасбула подошел к Асе,присел на колени, закрыл ее глаза, стер следы крови с лица, снял с плеч рюкзак с лекарствами для горцев и прочитал молитву. Люди уложили погибшую на лестницу, привязали веревками. Помогая друг другу, хварщинцы стали подниматься в аул. Дверь маленькой сакли отворилась .Хасбула  обнял жену и сказал: «Вернулась наша дочка, чтобы ты простилась с ней». Хандулай подбежала к Асе, целовала ее, трясла, кричала, звала, умоляла проснуться…». И горьким плачем горских женщин о русской Асе наполнилось все пространство между звездами и горами Дагестана. «О, зачем, зачем ты оставила нас?  Почему, почему мы уберегли тебя? За что нас лишили счастья обнимать тебя? Простит ли нас твой брат, Геннадий?...».Горцы оделись во все черное, пошли хоронить любившую их и любимую ими. Пришли и жители   всех окрестных  аулов и хуторов тоже.  Каждый бросил горсть земли в ее могилу.
Когда у сельского почтальона Саадулы Давудова родилась дочь, он назвал ее Асей. В честь русской девушки Аси Денисенко гору « Орлиное гнездо»,с которой она упала ,теперь называют Асиной. На ее могильном камне высечены слова «Поднялась и возвысилась». Люди возвышают тех, кто поднимается до их сердец.

Previous post Next post
Up