Jan 05, 2011 11:59
Вчера наткнулась в ленте на пост, согласно которому выезд в Израиль в семидесятые годы и позже зависел полностью от внешних сил. Это стало принятой точкой зрения. И можно предположить марксистскую основу такого философствования: всему, мол, причиной экономический базис. Попробую выступить за надстройку.
Массовое движение за выезд из СССР в Израиль началось сразу после Шестидневной войны, когда базис еще казался вполне устойчивым, а надстройка уже была источена диссидентским червем. Один поток требующих выезда на историческую родину шел из не столь давно оккупированных СССР районов Прибалтики и бывшей Австро-Венгрии, а также из периферийных районов этнического благоприятствия (бухарские, грузинские и кавказские евреи), другой - из центров устоявшегося советского режима. Последний был теснее связан с диссидой, первый оставался самостийным. Вместе с тем, поток желающих бежать из районов, реально присоединённых к СССР только после Второй мировой, был, в отличие от потока разбуженных национальным самосознанием потомственных советских граждан, действительно, массовым и спонтанным. Кроме того, евреи этих мест еще оставались евреями, как и жители кавказских и среднеазиатских этнических анклавов. Объединение обоих потоков дало движению витальность, но оно не было обеспечено общей экономической базой или влиянием извне. Труд по объединению был нелёгким и осуществляли его мыслящие индивиды еврейской диссиды.
Они же планировали акции давления на власть, находили союзников за рубежом, поддерживали эту связь, рискуя свободой, и координировали действия зарубежной оппозиции советскому режиму с действиями советских граждан, борющихся за выезд.
Среди еврейских диссидентов (не путать с евреями советской диссиды, это разные ипостаси, порой объединявшиеся, но часто и враждовавшие между собой) было два направления. Одни считали, что не следует провоцировать советскую власть на резкие действия, другие полагали, что только радикальные действия могут вывести систему из равновесия и заставить запад действовать более решительно. Последние совершали геройские поступки и садились в тюрьму, накаляя обстановку в мире. Первые, держась в тени, тащили на себе большую часть организации сопротивления. В конечном счёте, всё сплеталось. Ни без первых, ни без вторых сопротивление не могло существовать, но о первых мир незаслуженно забыл. Возможно, он вообще не заметил их существования, отдав все свои симпатии сидельцам. Однако без осторожного и разумного организующего начала, еврейская диссида распалась бы после двух-трёх волн показательных процессов.
Как бы то не было - внешнее влияние сознательно провоцировалось, создавалось, поддерживалось и направлялось изнутри. Разумеется, евреев обменивали: то на политическое расположение США, то на продукты питания или техническую помощь со стороны запада, а порой просто продавали за деньги. Но это уж были фокусы режима, желавшего получить прибыль от потери: евреи бунтовали и заражали неповиновением остальное население. Их требовалось изолировать. Когда выяснилось, что речь не идёт об единицах, решили выпускать. Но не за так, а за плату. Однако даже желание запада платить требовалось организовать изнутри самого СССР.
Поправка Джексона-Вэника, от которой было, кстати, немного практического толка, была тоже организована советскими евреями, тогда как автор упомянутого поста в ленте пытается возложить на эту поправку и на прочие внешние силы основную роль в деле еврейской эмиграции из СССР. Не стоит передёргивать ни в одну сторону. СССР не распался из-за массового выезда евреев. Было много причин для распада, в том числе и экономических. Но и евреи не понеслись в Израиль благодаря поправке Джексона-Вэника или демонстрациям в Европе и США. А марксистская точка зрения, выведшая за пределы значимости, как человеческий фактор антисоветской диссиды, так и внутреннее еврейское сопротивление советскому режиму, служит антидемократическим режимам на постсоветском пространстве. Оппозиция выдумывает велосипед, запад, уже приученный верить в то, что во всём виноват базис, не спешит лезть на баррикады, а Лукашенко потирает руки. Такая вот новейшая история.
эмиграция,
обществ. мнение запада,
диссида,
постсоветские режимы