На последнем киноклубе мы посмотрели этот замечательный фильм Эйзенштейна.
В последнее время Ивана IV начали активно обсуждать. Очевидно, что толчком к этому стало
открытие памятника этому царю в Орле. Надо сказать, что это в принципе первый памятник Грозному на территории России. Так что грех было бы не посмотреть фильм на эту тему. Лента снималась во время Великой Отечественной войны, и это не просто художественный фильм или агитка, но целое исследование, попытка понять мысли первого русского царя. Несколько необычно было смотреть произведение Эйзенштейна. Дело в том, что на киноклубе мы в основном смотрели фильмы киностудии Довженко. Согласно, Тарковскому Довженко и Эйзенштейн олицетворяют собой два подхода к кино. Для Эйзенштейна кино было синтетическим искусством, в то время как для Довженко это кино было вполне самостоятельным направлением. Поэтому когда знакомишься с подходом Эйзенштейна, ощущение, что погружаешься в холодную воду. Статичные крупные планы людей, как будто взятые из немого кино. Царь показан патриотом, желающим укрепить и расширить Россию. Очевидны в фильме аллюзии на Сталина. Мощный лидер, который начал окружать себя людьми из простого народа (пролетариатом) против изменников бояр (буржуи). Но Эйзенштейн не снимал простую агитку, в фильме присутствует особая эстетика и глубина. Бояре, противостоящие царю, показаны алчными, готовыми ради личных интересов пойти на сговор с врагами России. По сути так и было, ведь после смерти Грозного элитарии того времени (бояре, опричники) перегрызлись между собой, что стало причиной Смутного времени. Не договорившись с боярами, царь привлекает простых людей, преданных Родине, и создает из них себе опору - опричнину. Но царь их не воспринимал как друзей, только как инструмент для проведения своей воли, отсюда его одиночество.
В общем, смотреть ленту довольно тяжело, но это того стоит.
Наш киноклуб собирается каждую неделю по субботам в 15:00 в Новосибирской юношеской библиотеке (Новосибирск, Красный проспект, 26)