Прочитав рассказ "Ужасы нашего городка" в журнале dorinem, честно говоря, сама просто пришла в ужас, до сих пор мурашки по коже. Много лет назад мне пришлось пройти через советскую больницу, где мне удаляли аппендицит, и дважды через роддом.
В конце 70-х - начале 80-х больницы в Минске выглядели совсем не так уж плохо и печально, как в рассказе dorinem. По крайней мере, в те времена там вполне сносно кормили, не было недостатка в постельном белье, рубашках и одеялах. Нянечки и санитарки, конечно, обращались с народом довольно грубо, но к докторам никаких особых претензий у меня не было. Впервые мне пришлось побывать в стационаре минской больницы в 1979 году, когда у меня внезапно начался приступ острого аппендицита.
В больницу меня привезли на скорой, и, если бы не вмешательство моего дедушки, работавшего тогда хирургом в другой больнице, возможно, я бы сейчас не писала эти строки, потому что ждать с острой болью в коридоре было практически невозможно, я просто теряла сознание. Дедушка организовал, чтобы меня сразу же отвезли на операцию. В полусознании я слышала, как врачи говорили между собой: "Еще полчаса, и ее бы не было в живых". Аппендицит был гнойным, опасным и невероятно болезненным. Операцию проводили под местным наркозом. Я лежала на огромном столе, вокруг были врачи и медсестры. Когда сделали разрез на животе, а врач-хирург стал доставать изнутри километры кишок и наматывать их себе на руку прямо через локоть, мне стало плохо, больно и страшно, и я начала кричать - я все это видела, потому что прямо надо мной висела огромная лампа с зеркальной поверхностью, в которой отражалось все происходящее. В конце концов они не выдержали моих криков и вкололи мне общий наркоз.
Прошло уже более 30 лет, а боли в области вырезанного аппендицита так и не проходят всю жизнь... О роддоме, в котором я лежала в 1982 году, ничего плохого сказать не могу. Никто со мной грубо не обращался (по крайней мере, врачи), кормили нас буквально на убой и очень вкусно. Единственное, о чем до сих пор остались неприятные воспоминания - туалет без дверей в кабинках, как в советской школе...
Через год мне опять пришлось побывать в роддоме. Второй мой ребенок родился недоношенным и погиб по вине врачей - я рожала ночью, одна, в коридоре, медсестры и нянечки затыкали мне рот и говорили: "Не ори, ты всех разбудишь", хотя я и так не кричала, а только стонала от боли. Врачи ночью, естественно, спали, им было наплевать, если кому-то вдруг в это время приспичило рожать. Если бы такое случилось в Израиле, то больница выплатила бы мне огромную компенсацию. Хотя в Израиле такого в принципе случиться не может: роды здесь уже много лет проходят совершенно без боли, а врачи принимают роды круглые сутки.
Впервые нормальную больницу я увидела в 1986 году - знаменитый институт Федорова в Москве, где мне делали кератотомию - в те годы операции проводились не с помощью лазера, а с помощью обычного скальпеля, на каждом глазу делали множество насечек роговицы, уменьшая в несколько раз уровень близорукости (мою удалось улучшить с минус 10 до минус 2,5, что было очень неплохим результатом и дало мне возможность навсегда снять очки).
Приехав около 6 утра в больницу, мы подошли к одному из огромных высотных корпусов, вдруг двери сами распахнулись, приглашая нас войти. В вестибюле, возле приемного отделения, стоял очень усталый Святослав Федоров и еще несколько врачей - видимо, после ночных операций. Они очень приветливо нам улыбнулись, ответили на наш вопрос куда идти и продолжили разговаривать между собой.
И сам институт с его сенсорными дверями на входе, и великолепие внутри, и потрясающая, сверкающая чистота туалетов, и исключительно обходительные и вежливые уборщицы и нянечки, и совершенно изумительные врачи - все, как один, молодые и красивые, в те годы просто поразили настолько, что до сих пор не стерлись из памяти даже самые мелкие детали. Это был уже не совсем Советский Союз - все это выглядело как настоящая заграница и настоящая частная больница.
Сейчас, побывав не один раз в израильских больницах, могу сказать, что больница Федорова в те годы была вполне сравнима с теперешней изральской, несмотря на то, что там тогда не было ни одного компьютера, карточки пациентов заполнялись вручную, а операции проводились хоть и на конвейере, но совершенно примитивными по теперешним меркам инструментами. При всем при этом надо добавить, что любые глазные операции в те времена были абсолютно бесплатны. За весь курс лечения и операций мы не заплатили там ни одной копейки. В Израиле в наши дни глазные операции производятся врачами-специалистами в частных специализированных клиниках с помощью лазерных технологий, на самом современном, постоянно обновляющемся оборудовании.
В израильских больницах мне довелось лежать трижды (правда, в одних из самых лучших - Ихилов и Тель-ха-Шомер). Фотографий я там не делала - честно говоря, мне не до того было, но могу сказать, что израильские больницы похожи на очень хороший санаторий, в который, конечно же, все равно лучше не попадать. И отношение медперсонала - от врачей до нянечек - к каждому пациенту просто потрясает, и красота и идеальная чистота внутри больницы, и супер-современное оборудование на грани фантастики.
Сами больницы состоят из множества высотных корпусов со скоростными лифтами, как правило, соединенных подземными переходами. Это просто целый больничный городок с огромным количеством самых разных отделений. Больничные городки постоянно расширяются и строят новые, более современные корпуса. Вокруг корпусов - красивейшие зеленые газоны, цветы, деревья. Не всегда можно найти сразу, куда идти, по дороге надо постоянно спрашивать медперсонал, любой из них сразу и с удовольствием поможет найти нужный корпус. Иногда для того, чтобы найти нужное здание, придется прошагивать сотни метров.
Кроме операций, в больницах делают многочисленные проверки и анализы, на которые посылает при необходимости больничная касса - например, маммография, различные проверки сердечной деятельности, проверка работы различных внутренних органов, томография головного мозга. Все мало-мальски серьезные проверки проводятся именно в больницах. В любой израильской больнице используется самое современное, сложное и дорогое оборудование, все полностью компьютеризировано, врачи и весь остальной персонал больницы настроены исключительно дружелюбно и всегда улыбаются пациентам. Не помню ни одного случая хамства или грубости ни в одной из больниц, врачи и медперсонал в больницах всегда бывают особо внимательны ко всем пациентам. Пациент платит за эти проверки символическую сумму, все остальное оплачивает больничная касса. Все происходит в соответствии со строгой очередностью, больных вызывают через громкую связь по списку, называя номера кабинетов и фамилию. Как правило, из-за большого скопления народа в больницах центра страны приходится ждать много часов своей очереди - иногда по 4-5 часов, поэтому там всюду висят телевизоры, а на столиках лежат книги и журналы. На каждом шагу в больнице есть кафетерии, где можно перекусить и выпить кофе.
Палаты небольшие, всего несколько коек, очень уютные, каждая кровать отгораживается своей круговой занавеской. В каждой палате на несколько человек свой туалет рядом, всюду телевизоры, круглый год работающие кондиционеры. При этом в любой больнице практически круглосуточно разрешены совершенно свободные посещения больных каким угодно количеством людей, никто не требует от посетителей надевать бахилы или спецодежду (бахилы, шапочку и спец. халат мне давали только в операционную непосредственно перед самой операцией), просто палаты, коридоры и туалеты без конца моют, а постельное белье меняют по несколько раз в день, если есть необходимость. Возле каждой кровати - кнопка экстренного вызова, если пациенту становится плохо. По вызову приходят мгновенно.
Помню, когда я была на последней операции несколько лет назад, мне на кровати поменяли дважды постельное белье за короткий промежуток времени: до операции я лежала на кровати всего пару часов, а когда меня привезли на каталке в палату часа через полтора, вся постель была снова перестелена заново с чистым бельем. Кровати в больницах очень комфортные, их можно поднять/опустить на любую удобную для больного или нужную для врачей высоту, можно поднять спинку и сидеть, как в кресле. К каждой кровати есть встроенный столик, который можно убирать или раскладывать по желанию. Все кровати на колесах, их можно легко перекатывать из палаты в палату или везти на них больных прямо в операционную. Еду приносят прямо в палату, если не хочешь или не можешь встать. Все очень вкусное. Через полчаса после операции больным обычно дают вкуснейший, прямо домашний куриный бульон, потом водичку или чай. До сих пор помню вкус этого бульона, настолько вкусный он был.
К больным примерно каждые полчаса заходят их хирурги, которые делали им операцию или зав.отделением, в котором они лежат, и справляются о их самочувствии. Меня после последней операции спрашивали буквально каждые 20 минут - и врачи, и зав. отделением, и даже нянечки.
Еще одно приятное воспоминание: в операционной всегда дикий холод, на полную мощность работают кондиционеры, а меня, дрожащую от страха и холода, сразу же накрыли очень теплым, сильно подогретым одеялом. Это как-то смягчило страх и очень успокоило. После этого в вену вводится общий наркоз (врачи-анeстезиологи - очень ответственная должность в Израиле, ошибка в дозе может стоить пациенту жизни или здоровья) - и забытьe до конца операции. В последние годы в Израиле используется новый, особый вид наркоза, т.е. когда отходишь от него, никакой тошноты и рвоты нет совсем. Мне довелось испытать его на себе только на последней операции, в первых двух случаях наркоз был старого типа с обязательной рвотой.
После операции пациенты отправляются на каталках в специальный послеоперационный зал, где они отходят от наркоза под тщательным наблюдением медсестры - обычно не более нескольких человек в палате одновременно. Как только больной чуть шевельнется, к нему моментально подходят, спрашивают о самочувствии, меряют давление и увозят в его палату. В те годы, когда больные просыпались от наркоза со рвотой, мгновенно подставлялся тазик врачом или медсестрой (надо ли говорить - все абсолютно чистое). Свой последний наркоз я перенесла достаточно хорошо, просто проснулась, как после обычного сна, и все. Но, честно говоря, даже в нашу больницу "санаторного типа" мне совсем не хочется больше попадать...
Здоровья вам всем!
Ссылка на рассказ "Ужасы нашего городка":
http://dorinem.livejournal.com/93962.html#cutid1 Ролик про израильскую медицину на YouTube (знаменитая больница Ихилов в Тель-Авиве:):
http://www.youtube.com/watch?v=3TDByFhg8dg Если кого-то интересует, как выглядят внутри израильские больницы, то интересный репортаж можно почитать тут:
http://zhivaia-legenda.livejournal.com/410150.html