Заброшенный город в пустыне

Aug 25, 2017 17:37


Заброшенный город в пустыне


Древняя Шивта, в которую покинувшие ее горожане явно хотели вернуться
Юрий СОЛОВЬЕВ. Фото автора
В качестве иллюстраций использованы репродукции карт и фотография мешков с благовониями информационного центра набатейского городища Авдат
Хороший турист и в пустыне найдёт, что посмотреть!
В каких-то 40-50 минутах езды от Беэр-Шевы к юго-западу, в казалось бы безлюдной пустыне, одиноко стоит потрясающе сохранившийся древний город.



Обезлюдел он без следов насилия. Лишь время внесло коррективы в его внешний вид. А местоположение - в сердце пустыни - сохранило от разворовывания его камни.
Шивту часто называют набатейским городом, хотя более верно - византийский. К моменту расцвета Шивты кочевники-набатеи потеряли свою независимость и превратились в граждан Римской империи.
Потеряв под напором римлян доходный "Путь благовоний" (дорогу из юга Аравийского полуострова, где росли эндемичные деревья, дававшие ароматные смолы мор (мирра) и левона (ладан), вчерашние мореходы пустыни стали думать, как жить дальше.
И решили переквалифицироваться в "фермеров". Для этого не хватало такой "мелочи", как вода. Но наших древних соседей не зря звали набатеями - "роющими водосборники". Они умели решать гидропроблемы.
В Северном Негеве можно встретить загадочные поля, состоящие из невысоких холмиков в полметра высотой. Учёные пришли к выводу, что перед нами ирригационные сооружения для увеличения стока вод в сезон дождей - "тлэйлат аль энаб" (простите за произношение). Ложбины получали больше воды и наносной земли, позволяя таким образом вести посев сельскохозяйственных культур.
Итак, экономика представшего перед нами города базировалась на сельском хозяйстве. Анализ почв дал результат, что вокруг были поля злаковых. Южнее Шивты протекает ручей Зейтан, получивший имя от дожившего до наших дней оливкового (!) дерева. А зайдя внутрь города, мы обнаружим там винодельню.
Картина меняется. Это уже не совсем пустыня.
Но время идёт…. Миланский эдикт провозглашает терпимость в отношении христианства. А затем, мир вступает в византийскую эпоху.
В Шивте вырастают церкви. Южная, центральная и северная.
А это говорит, что город являлся серьёзным центром. В церквях можно увидеть баптистерии. И даже столб, на котором по одной из гипотез, стоял столпник - христианский аскет, давший обет стоять и молиться на столбе.
Быть может, это сам Симеон Столпник - христианский святой, сирийский основоположник новой формы аскезы - столпничества. Знаменит тем, что провёл на столбе 37 лет в посте и молитве.

Средневековая икона с изображением Симеона СтолпникаНо время бежит и в эти земли приходит ислам. И что мы видим? Разрушенные церкви и баптистерии? Следы насилия и грабежа? Нет! Мы видим небольшую мечеть, органично вписывающуюся в стену одной из церквей.
Христиане и мусульмане жили вместе, похоже, в мире и согласии. Разве что молились в разных направлениях.
А мы подходим к VIII и IX векам. На их рубеже город был оставлен жителями. Что было тому причиной - пока что неизвестно. Есть классические версии о неурожайном годе, подорвавшем экономику. По другой версии - мусульмане "придавили" винный бизнес, опять же - экономическая проблема, хотя и с религиозно-политическим подтекстом. Но факт - следов пожара и разрушения вследствие военных действий не найдено. Вместо этого - аккуратно заколоченные двери. Так поступают люди, уходящие, но планирующие вернуться.






























И сегодня Негев наполняется людьми. Растут города. Приезжают туристы.
Приезжайте и вы. В Шивте есть много ещё чего интересного, не вошедшего в этот короткий рассказ.
Автор - израильский гид и краевед. Его персональный сайт - openisrael.wordpress.com   http://www.isrageo.com/2017/08/23/zabro216/

Искусство, история, Израиль, история еврейского народа, Земля Израиля

Previous post Next post
Up