25 июня, на третий день войны, командованием Черноморского флота принимается решение о проведение рейда на Констанцу. Несмотря на достаточно мощную группировку кораблей рейд был неудачным. В ходе рейда был потерян один корабль и вышел из строя на полгода ещё один. В результате этого рейда Черноморский флот отказался от проведения рейдовых операций в Черном море и до 1944 года перешёл на поддержку сухопутных войск и действий в их интересах
Рейд был предусмотрен ещё довоенным планам, и предусматривал обстрел огнем корабельной артиллерии нефтехранилища в Констанце.
В 15 часов 00 мин. 25-го июня Военным Советом Черноморского флота была поставлена следующая боевая задача:
«Отрядом легких сил в составе: КР «Ворошилов», двух лидеров, двух ЭМ типа «С» под командованием контр-адмирала тов. Новикова в 5.00 26.06.41 г. атаковать артиллерийским огнем базу противника КОНСТАНЦУ.
* Основной объект - НЕФТЕБАКИ.
* В составе ударной группы иметь лидер «Харьков», два эсминца типа «С», КР «Ворошилов» - и лидер «Москва» иметь в поддержке.
* В случае встречи ударной группы с миноносцами противника навести КР «Ворошилов» и, при поддержке его решительной атаки, уничтожить.
* Одновременно с атакой базы кораблями по Констанце наносит удар наша авиация (4.00, 4.30, 5.00).
* Иметь в виду возможность наличия ДОЗК ("дозор кораблей") противника и минных заграждений»
Хронология событий
ПОХОД К КОНСТАНЦЕ
Уже с первых часов операции начались неувязки и изменения в первоначальном плане, что несомненно повлияло на ход операции в целом. Общий тон операции задает командование флота, в последнюю секунду (корабли уже снялись с якорей и идут к выходу из базы!) меняет наряд сил и перетасовывает корабли между ударной группой и силами прикрытия.
В 18:00 25 июня - ударная группа в составе лидера ЭМ «Харьков», ЭМ «Смышленый» и ЭМ «Сообразительный» пошли к выходу из базы.
При подходе к боновым воротам на рейдовом посту СНС группе [был] поднят сигнал - «Выход не разрешается» - корабли встали на якорь у выхода из базы.
Одновременно командир отряда получил от командующего флотом изменение решение о составе ударной группы и группы поддержки, которое заключалось в том, что вместо эскадренных миноносцев в ударную группу назначался лидер «Москва», а эсминцы придавались в охранение крейсера «Ворошилов». Крейсер, который имел более мощное вооружение и мог нанести удар с более дальней дистанции, оказался в группе поддержки.
В 20:10 ударная группа в новом составе (лидеры «Харьков» и «Москва») под командованием командира 3-го дивизиона эсминцев капитана 2-го ранга тов. Романова (брейд-вымпел на лидере «Харьков») вышла в море, с спущенными параванами(Буксируемый
подводный аппарат для защиты
корабля от якорных контактных
мин. Представляет собой металлический корпус с отводящим крылом, стабилизатором глубины хода и резаком. Устанавливались с обоих бортов корабля.) Параваны снижали скорость отряда. Рассчитывая прибыть в район артиллерийской атаки в назначенное время = 05.00 26.06.41.
Через 2 часа вышел в море отряд поддержки в составе КР «Ворошилов» и эсминцев «Смышленый» и «Сообразительный» под командованием командира отряда легких сил контр-адмирала тов. Новикова (флаг на КР «Ворошилов»).
ЭМ «Смышленый» что-то затралил и только в 3.00 26.06 смог выйти из своих минных заграждений
КР «Ворошилов» и ЭМ «Сообразительный» выйдя из базы, продолжали идти с параванами до больших глубин. С развитием самого полного хода эсминец «Сообразительный» начал отставать. Командир крейсера тоже молодец - невзирая ни на что, прет вперед. И только с рассветом на видимости крейсера показался ЭМ «Сообразительный» и, присоединился к группе.
БОЙ.
В 4:42 26 июня открылся берег, корабли входили в район вероятного минного поля противника. Через 10 минут на лидере "Харьков" подорван правый параван. Ещё за полчаса до этого из-за превышения скорости хода лидер "Москва", шедший концевым, также потерял правый параван.
В 5:02 - открыли огонь по нефтебакам и по порту Констанца. С третьим залпом лидера «Харьков» открыл огонь и лидер «Москва». Так как горизонт был плохо виден, пришлось стрелять как по невидимой цели.
Через 2 минуты открыли огонь береговые батареи противника.
Так как береговая батарея пристрелялась по лидеру «Москва», командир дивизиона принял решение отходить.
В 5:12 ЛД «Москва» начал отход, одновременно ставя дымзавесу. Лидеру «Харьков», идущему без параванов, следовало держаться в кильватерной струе ЛД «Москва». Лидер «Москва», с целью уменьшения эффективности огня противника, начал зигзаг на отход. В это же время на берегу в районе нефтебаков был замечен большой пожар
Лидер «Харьков» повернул в кильватер лидеру «Москва» и прекратил артогонь, выпустив по берегу 154 фугасных снаряда, и начал развивать ход до 30 узлов с тем, чтобы не отстать и не потерять в дыму кильватерную струю лидера «Москва».
Через 10 минут с лидера «Харьков» передан сигнал: «Большой ход, идти прямым курсом», и в тот же момент на лидере «Москва» раздался взрыв, из-за дымзавесы поднялся столб огня и дыма метров на 30 высотой.
«Харьков», отвернув, обошел место взрыва слева. Выйдя вперед, с «Харькова» увидели взорвавшийся лидер «Москва» - он был переломлен пополам. Кормовая часть имела крен 10° на правый борт - держалась на плаву, и винты работали в воздухе. На палубе были люди, и зенитное орудие на кормовом мостике вело огонь по появившимся самолетам противника.
Лидер «Харьков», зайдя за дымзавесу, пытался спасать людей, плавающих вокруг погибающего лидера, но в 05.25-05.26 у борта стали падать крупнокалиберные снаряды, в котлах сел пар - машины не могли развить полный ход, и лидер, имея самый малый ход, стал отходить, не занимаясь спасением людей под огнем пристрелявшейся батареи.
Через некоторое время машины развили ход до 28 узлов, но у борта лидера упал залп батареи (один снаряд в 10 метрах справа по носу, второй за кормой), произошло сильное содрогание корпуса, мостик залило водой и осыпало осколками. Вышел из строя котел № 1 (лопались трубки), ход уменьшился до малого, в это же время корабль был атакован бомбардировщиками.
В течении 30 минут ЛД "Москва" , до получения приказа, маневрирует по минному заграждению полным ходом. Если кто не знает, параваны на 30-узловом ходу не работают.
ОТХОД
В 5:55 - лидер «Харьков» продолжил отход 14-узловым ходом под одним котлом и несколько раз был атакован бомбардировщиками, из которых один был сбит огнем зенитной артиллерии лидера.
В вахтенных журналах эсминца «Сообразительный» отмечена атака подлодкой противника. Это самый спорный момент этого рейда. «Бытует» версия, что "Москву" потопила советская подводная лодка Щ-206, имевшая район патрулирования возле Констанцы. И ее же в 07:00 потопил «Сообразительный». К счастью, это не так - ПЛ в первый и последний раз выходила на связь с базой 28 июня, через два дня и сообщила, что «контакта с противником не имела». Румынских ПЛ в районе Констанцы не было, так что "утопили воду". Не в первый и не в последний раз.
ИТОГ
Практически на ровном месте, почти без участия противника потеряли один лидер и едва не потеряли второй. Остов "Москвы" найден, корабль действительно перебит пополам. О попаданиях снарядов и/или торпед уцелевшие не сообщили. Основная версия гибели - подрыв на мине с последующей детонацией запасных торпед, "по правилам мирного времени" сложенных у торпедных аппаратов.
Несмотря на то, что румыны еще в феврале 1941-го официально объявили об установке заграждений у Констанцы, это не учитывалось (или недооценивалось) ни штабом флота, ни командиром группы. Надежда на внезапность и параваны не оправдалась. Обстрел порта 180мм орудиями "Ворошилова" и/или "Красного Кавказа" мог быть произведен с безопасных глубин, не подвергая корабли опасности подрыва на минах.
Идея с изменением "наряда сил" привела к задержке с выходом на 2 часа, это вынудило корабли идти на повышенном ходу. Что не могло не сказаться на печальном состоянии котлов "Харькова".
О судьбе л/с ЛД "Москва" командиром "Харькова" было доложено как о погибших, однако румынам удалось спасти многих, которые попали в плен. Позже 69 моряков во главе с командиром корабля бежали из румынского плена.
В результате обстрела удалось вызвать крупный пожар на нефтехранилище, был подожжен состав с боеприпасами, разрушен вокзал, прервано сообщение Констанцы с Бухарестом, возникли затруднения с поставкой горючего фронту.
Замечания и выводы по операции (из отчета 1942-го года, без купюр)
1. Выбранный боевой курс 221° при начальном курсовом угле 55° правого борта вел на незначительное сближение с береговыми батареями противника, находясь лишнее время под обстрелом.
Целесообразно было бы боевой курс расположить с таким расчетом, чтобы стрельба происходила на курсе отхода, это позволяло бы скрытно подойти на требуемую дистанцию, точнее определиться и меньше времени находиться под обстрелом.
2. Изменение состава ударной группы и группы поддержки в последний момент, уже после съемки с якоря, несомненно, отразилось на подготовке и проведении набеговой операции. Задержка с выходом вынудила корабли ударной группы форсировать хода при отсутствии запаса времени, что могло привести к потере внезапности подхода в случае вынужденного уменьшения ходов.
3. Противник считался с вероятностью нападения на Констанцу, для чего соответственно были и приняты меры: расстановка подлодок на вероятных путях следования наших кораблей, приведение миноносцев в готовность (вышли из базы через несколько минут после начала обстрела), поддержание береговых батарей в готовности и т. д.
4. Отрыв эскадренного миноносца «Смышленый» у своей базы показывает на отсутствие натренированности в использовании манипуляторной службы - проскочил узкий красный сектор Херсонского маяка <...>
5. Эскадренный миноносец «Сообразительный» перепутал на карте квадраты, и поэтому донесения о месте [нахождения] не соответствовали действительности.