is3

(no subject)

Jun 06, 2021 19:44

🔗 https://www.jstor.org/stable/863288

Перевод статьи из "Берлингтонского журнала для экспертов", опубликованной около 100 лет назад и повествующей о неопределенном фальсификаторе, копирующем стиль Рафаэля, рисунки которого хранятся во многих уважаемых коллекциях.

"Фабрикатор рисунков Рафаэля"
Автор: Оскар Фишель
Источник: Берлингтонский журнал для экспертов, Vol. 51, No. 292 (Jul., 1927)

Больше говорит о подделках обыватель, чем ученый. На самом деле преднамеренных подделок рисунков великих мастеров немного, хотя мы сами можем подсчитать, сколько Рафаэля копировали за последние четыре века; с его картин снимали фигуры, если они могли быть использованы в качестве мотивов в других композициях, и по тем же причинам копировали его этюды. Множество копий, которые сегодня лежат рядом с оригиналами в старых портфолио, являются результатом восхищения и художественных потребностей. Опыт научил нас, что эти копии не совсем бесполезны; они часто содержат утраченные сюжеты и более информативны, если они проливают свет на методы композиции Рафаэля, чем если они отвечают на вопрос: "правильно или неправильно".

Мы знаем, что великий Джабах, продавая свои рисунки Людовику XIV, поручил сделать факсимиле для себя молодым художникам, и говорят, что многие из них попали в портфолио Лувра, в то время как всего несколько оригиналов остались для более определенной уверенности. Здесь мы приближаемся к настоящему "dolus" (лат. "лукавству") подделки, но все еще имеем дело с копиями существующих подлинных эскизов, Рафаэль же был действительно подделан, только с намерением создать нечто новое в стиле мастера, той же рукой. Мы не знаем ни имени, ни происхождения этого благодетеля рода человеческого, но нам хорошо известны его характерные черты.

Тимотео Вити долгое время считался искусным подражателем, но шесть определенных этюдов, выполненных рукой этого "gagliardo disegnatore" (лат. "энергичного рисовальщика"), должны защитить его от этой сомнительной чести.

Эта опытная рука часто копировалась с эскизов, которые сейчас находятся в Оксфордской коллекции. До сих пор сомнительно, что эти копии были сделаны в Англии или, как и оригиналы, они пришли из Италии. В пользу английского происхождения утверждается, что Англия стала страной коллекционеров рисунков, и что эта рука во многих деталях предаёт английское перо конца восемнадцатого века.


Лучше всего мы можем изучить ее стиль, сравнивая копию и оригинал "Смерти Адониса". [Рисунки I, A и B]. (Оригинал находится в Оксфорде, а копия - в бывшей коллекции Хабичи в Касселе). На грубой, коричневой бумаге, которая выглядит так, как будто ее коптили, перо обводит сегменты и изгибы вокруг контуров без умения, характерного особенно для Рафаэля, моделировать изменение толщины линии. В заштрихованных участках теней небрежные линии связаны вместе крючками, тогда как даже в самом плавном и ритмичном стиле Рафаэля каждый штрих отличается от следующего. Почему этот имитатор не более или менее умный копировальщик? Почему он фальсификатор? Он сам себя обвиняет: у нас есть лист с его этюдами, на котором он упражнял свои таланты в этюдах [Рисунки II, A и B].


В "Корсиниане в Риме" хранится лист фолианта, покрытый сзади и спереди каракулями пером: сюжеты из разных периодов творчества Рафаэля здесь перемешаны друг с другом. Большую часть листа занимают мотивы римской гобеленовой композиции "Наказание Анании", нарисованные пером в стиле флорентийского периода Рафаэля. Справа от него в более крупном масштабе изображен фрагмент одной из флорентийских мадонн, все еще известный рисовальщику, но утерянный для нас (последний раз она была известена в 1860 году во владении майора Кухлена в Риме) в стиле "Святого семейства Каниджани" в Мюнхене. А рядом с этими сюжетами 1508 и 1518 годов написано старым шрифтом: "al nome de dio al 2 maggio 1503". На обороте мы снова находим мотивы флорентийской мадонны, смешанные с пророком Исайей (из Сан Агостино) - идущие фигуры, изображенные со спины (также найденные в коллекции Хабиха), выполненные той же рукой, и снова надпись, подтвержденная крестом, "al nome de dio"; ниже - некоторые числовые подсчеты, с которыми рисовальщик любит экспериментировать. Кроме того, вид сзади обнаженной женщины демонстрирует особенно интимное очарование листа из коллекции Лансингера, Мюнхен (пер. Zeitschrift fiir bildende Kunst. № 4/5, 1925/25/89). Знакомясь с этим листом, мы вскоре начинаем узнавать характерные черты рисовальщика: головы выглядят как искаженные маски, не связанные с телами, линии пера блуждают по формам, вместо того чтобы формировать их. Часто часть тела или движение копируется совершенно бесцельно, без какого-либо улучшения. Хорошим примером является лист Альбертины с тремя богинями из "Суда Париса" Маркантонио [Рисунки III]. Плечи богини с поднятым платьем и нога Венеры - лишь бездумные копии, а не улучшения. Этот лист важен и по другим причинам. Качество смывки показывает, что автор был очень искусен в управлении другими техниками, помимо рисования пером, а ветка дерева, которая появляется справа, особенно ярка. Вполне возможно, что этот талант стал достаточно вездесущим, чтобы посвятить себя большинству других школ, и что его широкая виртуозность распространялась от искусства кватроченто до сейченто, от Флоренции и Рима до Венеции и даже на Север. Подлинные мастера рисунка пером наверняка обогатили свои работы благодаря его руке. Никто от Гоццоли до Тициана и даже до Альтдорфера, кажется, не были застрахованы от его влияния.


Мы хотели бы иметь возможность идентифицировать этого псевдо-гения, но для этого необходимо собрать родословные всех сомнительных листов и сравнить их. Я подозреваю, что его следы ведут в Англию; один из самых ярких примеров его работы в коллекции Бонна в Байонне, в которой он копирует "Жатву фруктов" Рафаэля, в коллекции Оксфорда (Робинсон 81) из собраний графа Бальони и сэра Томаса Лоуренса - он был продан на аукционе Кристи в 1852 году вместе с коллекцией Ривли - был воспроизведен факсиммально в "Имитации рисунков" Меца, опубликованной в 1789 году.

Трудно поверить, что фальсификатор получил доступ к своим оригиналам, находясь в Пезаро в коллекции Антальди или в Перудже в коллекции Бальони. В Англии это было бы проще; возможно, его можно отследить в кругу английских знатоков конца XVIII века, вокруг коллекций которых могла собраться группа ловких копировальщиков в манере старых школ рисования.

Утешением может служить тот факт, что Рафаэль, похоже, был подделан только одним из этих виртуозов. В этом смысле фальсификатора можно назвать "уникальным".

#academic #art #drawing #forger #hoax #italy #raphael #renaissance #revision #uk

originally posted on ussr.win

#renaissance, #raphael, #uk, #revision, #academic, #art, #hoax, #forger, #ukoriginally, #drawing, #italy

Previous post Next post
Up