Страсти по "Протону" или Королев еще давно отказался от токсичного РД-253

Aug 06, 2013 21:45

Случайно наткнулся на эту статью еще 1993 года и решил маленько поцитировать:
Созданная более четверти века назад ракета-носитель (РН) "Протон" до сих пор остается одной из самых мощных, совершенных и надежных в мире. За 20 лет эксплуатации с ее помощью на орбиты выведено большое количество разнообразных аппаратов, в том числе космические станции серии "Салют", "Алмаз" и "Мир", транспортные корабли снабжения и модули, а также запущено несколько тяжелых спутников серии "Космос" и межпланетных станций к Луне, Венере, Марсу. Кроме того, это пока единственная ракета, которая у нас выводит спутники на геостационарную орбиту.
Политическое и военное руководство страны в начале 60-х годов решило, что СССР должен иметь тяжелую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР), способную нести боеголовку с тротиловым эквивалентом в десятки, а то и сотни мегатонн. Не будем оценивать сам факт необходимости "большой дубины". Наша цель - рассказать об этой ракете, ставшей впоследствии "Протоном".
Предварительные работы по проекту новой баллистической ракеты, получившей наименование УР-500, были начаты в 1961 году в ОКБ-52 Государственного комитета по авиационной технике по инициативе и под руководством Генерального конструктора Владимира Николаевича Челомея. Это конструкторское бюро, осваивавшее новую для себя технику, начинало с разработки крылатых ракет. Общую стратегию проектирования осуществляло головное предприятие, разработкой МБР занимался филиал № 1 ОКБ-52, который возглавлял главный конструктор Виктор Николаевич Бугайский, а изготовлением - приданный филиалу Машиностроительный завод имени М.В. Хруничева. Филиал до осени 1960-го был самостоятельным предприятием авиационного профиля и имел наименование ОКБ-23. До слияния с "фирмой" Челомея им руководил видный советский авиаконструктор Владимир Михайлович Мясищев. ОКБ-23 имело опыт создания тяжелых самолетов-бомбардировщиков и вело эскизно-проектные проработки ракетно-космических аппаратов. Этим и обусловливалось быстрое и качественное освоение новой техники филиалом № 1 ОКБ-52.
Как и большинство мощных стратегических ракет с ЖРД, новая МБР строилась по двухступенчатой схеме с последовательным их расположением. Исходя из необходимости выведения в будущем тяжелых полезных нагрузок (ПН) на околоземную орбиту, практически одновременно с МБР УР-500, для которой уже проектировались пусковые шахты, предполагалось создать ее трехступенчатую модификацию для использования в варианте ракеты-носителя.
Для ускорения работ решили использовать в качестве верхних ступеней модифицированный вариант ранее спроектированной в ОКБ-52 стратегической ракеты УР-200, сходной по возможностям с МБР Р-9 С. Королева. Основной задачей стал выбор конструктивно-компоновочной схемы и проектных характеристик первой ступени. Решение "подвести" под существующую ракету новую стартовую ступень для увеличения забрасываемой массы представлялось вполне логичным: так поступили в то время американцы, предлагая оснастить двухступенчатую МБР "Титан" навесными твердотопливными ускорителями или мощной первой ступенью с ЖРД. Первый вариант был реализован в проекте носителя "Титан-3", а на основе второго получили "Сатурн-1". В. Челомей в своих изысканиях шел дальше: на базе МБР УР-500 примерно таким же способом он предполагал создать сверхмощную РН УР-700.

Главным ведущим конструктором темы был назначен Павел Альбертович Ивенсен. В 1962 году эту должность занял Юрий Николаевич Труфанов, затем - Дмитрий Алексеевич Полухин, ставший впоследствии Генеральным конструктором КБ "Салют". Ведущим конструктором проекта был Виталий Андреевич Выродов.
На ракете предполагалось использовать высококипящее долгохранимое топливо. Его компоненты очень токсичны, но допускают эксплуатацию в широком диапазоне температур окружающей среды, позволяют увеличить время нахождения в заправленном состоянии без применения термостатирования, которое необходимо для изделий на безвредном криогенном топливе, уменьшить период предстартовой подготовки. То, что компоненты топлива (окислитель - тетраксид азота, горючее - несимметричный диметил-гидразин) являются самовоспламеняющимися, позволяло упростить двигательную установку и увеличить ее надежность. Однако следует учесть, что к моменту начала разработки МБР УР-500 двигателей требуемой тяги, работающих на выбранных компонентах, в СССР еще не было.
В ноябре 1961 года группа сотрудников филиала № 1 посетила ОКБ-456, где под руководством главного конструктора В. Глушко велись проектные проработки ЖРД РД-253 необходимой тяги.

Это тот двигатель, который не взял для ракеты Н-1 С. Королев, потому что он работал на токсичных компонентах и не обеспечивал необходимого удельного импульса. Челомей договорился с Глушко о том, что после некоторой переделки РД-253 пойдет на первую ступень ракеты УР-500.

Далее http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article42.htm?reload_coolmenus

Не нужно было на гражданских носителях использовать токсичные топлива, потому что даже при редких авариях токсичное топливо и самое главное огромное его количество на первой ступени ракеты приводит к печальным последствиям.

Неудачный запуск Протона в прямом эфире http://is2006.livejournal.com/870716.html
Еще одно видео падения Протон-М http://is2006.livejournal.com/893461.html

Ракеты, ЖРД, Авария

Previous post Next post
Up