Как немцы помогали Сталину разведматериалы из США в атомную бомбу превращать

Aug 25, 2016 16:41

Важнейшую роль в хищении атомных секретов сыграл инженер-полковник Артур Адамс, с 30-х годов резидент советской военной разведки в США. За 10 лет своей деятельности он сформировал мощную сеть агентуры, занимавшейся добычей научно-технической информации. Естественно, получив указание Центра сосредоточить внимание на Манхэттенском проекте, Адамс именно туда направил самых изощренных агентов. В их числе был некий специалист, проникший в Главную атомную лабораторию в Лос-Аламосе. Его псевдоним «Мартин Кэмп» до сих пор не раскрыт, и подлинное имя этого человека ФБР неведомо.

Между тем, «Кэмп» только в течение 1944 года передал Адамсу около 5 тысяч страниц исчерпывающей информации о процессе создания ядерного боеприпаса. Он доставил также образцы оружейных материалов: урана-235, плутония и бериллия, которые немедленно были пересланы в Москву. Однако после этого американские спецслужбы, заподозрив Адамса в шпионаже, установили за ним круглосуточную слежку. Ему все же удалось ускользнуть от нее и кружным путем перебраться в СССР.

Как ни странно, подлинное имя другого военного разведчика также до сих пор не раскрыто: он в 1949 году был отозван в Москву и больше за рубежом не появлялся. Известен лишь его агентурный псевдоним «Дельмар».

Он родился в США, но в 1933 году его семья приехала в СССР и поселилась в Биробиджане. Поступил в инженерный ВУЗ, окончил его в 1939 году и принят в аспирантуру. Однако вскоре «Дельмар» был завербован советской военной разведкой, направлен в США, легализовался там и получил гражданство. В 1943 году он был призван в американскую армию. По указанию Москвы и с помощью ее агентуры «Дельмар» попал на курсы специалистов по работе с радиоактивными веществами. После окончания курсов его направили в Ок Ридж, штат Теннеси, где находился главный комбинат, производивший оружейные материалы для ядерных боеприпасов. Естественно, что полные данные об этом объекте и самом производственном процессе «Дельмар» направил в Центр.

Еще более выгодную для шпиона позицию он занял в начале 1945 года, когда был переведен в абсолютно секретный центр «К», где изготовлялись основные детали механизма ядерных боеприпасов. Чертежи их «Дельмар» немедленно отправил в Москву.

После увольнения из армии в 1945 году, он поступил в колледж, окончил его и стал работать инженером в фирме «Боинг». Однако через 4 года «Дельмара» отозвали в Москву и уволили из военной разведки. Его восстановили в аспирантуре, и в 1951 году он стал кандидатом технических наук. Тем не менее, на работу устроиться не мог, ввиду еврейского происхождения. Это удалось ему только после смерти Сталина.

Еще раз подчеркну, что личность этого суперагента не раскрыта до сих пор, ничего не известно о его наградах, хотя известно, что это он представил советским исследователям точные сведения о производстве плутония и конструкции деталей атомных боеприпасов.
...
...
...
А затем был подписан указ о награждении главных героев советского атомного триумфа высокими правительственными наградами. И вместе с большой группой советских ученых, высших советских орденов и Сталинских премий были удостоены их немецкие коллеги, профессора фон Арденн, Герц, Доппель, Позе, Стейнбек, Тиссен, Фольмар, Шютце и др. Особой благодарности удостоился Николаус Риль, который не только получил звание Героя Социалистического Труда и 350 тыс. рублей, но и был премирован автомобилем "Победа". А позже по распоряжению Сталина ему построили дачу в правительственном комплексе в Жуковке, где получили дачи и другие ученые-атомщики.
Немецкие специалисты прижились в СССР. И все же их тянуло на родину. И когда в 1955 году, после визита в Москву канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, была достигнута договоренность о возвращении в Германию находившихся в Советском Союзе немецких военнопленных и гражданских лиц, почти все немцы, участвовавшие в советской атомной программе вернулись в ГДР. Естественно, со строгой подпиской о неразглашении и под надзор оперативников "Штази".

Вернувшихся из СССР немецких ученых в "государстве немецких рабочих и крестьян" встретили хорошо. Густав Герц стал профессором Университета Карла Маркса в Лейпциге и директором Физического института АН ГДР. В 1958 г. его избрали почетным иностранным членом АН СССР. В Дрездене поселился и долго работал Манфред фон Арденн, умерший уже после воссоединения Германии на 90-м году жизни. Почетом и уважением были осыпаны Николаус Риль и другие герои советского "атомного труда", продолжавшие выполнять заказы Москвы и получавшие за это новые советские премии и ордена.
Полностью http://maxpark.com/community/4375/content/2887191

Разведка, Атомная бомба, Немецкий след

Previous post Next post
Up