Как репрессии и "мудрое" руководство Сталина мешало создавать ТВД в 1930-ых годах

Mar 01, 2016 15:56




ТВД конструкции В.В. Уварова

В 1925 г. преподаватели МВТУ Н.Р. Бриллинг и В.В. Уваров обосновали возможность создания мощного авиационного ТВД.
В 1926 г. в НАМИ организована группа, занимавшаяся изучением циклов и схем ГТД, а также процессами горения. Руководство группой осуществляет Н.Р. Бриллинг. В 1929 г. работу этой группы при ВТИ возглавил В.В. Уваров, сосредоточившийся на создании высокопараметрических ТВД и газотурбинных установок (ГТУ). Так называемой "Газовой группе" В.В. Уварова было поручено спроектировать экспериментальные стационарную ГТУ и авиационный ТВД мощностью 1500 л.с.
В 1933 г. ГТУ-1 была спроектирована, а в 1935 г. - собрана и испытана на Коломенском машиностроительном заводе. Общее время испытаний ГТУ-1 при температуре 1120...1370 К составило 21 час.

В 1934 году на заседании коллегии Совета труда и обороны, проходившего под председательством маршала Тухачевского состоялся доклад Владимира Васильевича «О перспективах применения авиационной газовой турбины в авиации и о первых результатах испытания первой в мире полнокомплектной высокотемпературной газотурбинной
установки». На заседании присутствовали авторитетные конструкторы поршневых авиационных двигателей. Не все из них смогли оценить и принять роль газовой турбины в авиации. Так известный конструктор авиационных дизельных двигателей А.А. Чаромский посчитал В.В. Уварова фантастом, а газовую турбину не нужной для авиации игрушкой. В том же году состоялся доклад подобного содержания на НТС ЦИАМ. Работы уваровского коллектива были признаны крайне актуальными и было рекомендовано форсировать работы над ГТУ-3. В период 1935-1939 г.г. первый в мире высокотемпературный турбовинтовой двигатель был спроектирован, построен на Коломенском паровозостроительном заводе и там же поставлен на испытательный стенд.
В 1935 г. разработан первый проект высокопараметрического авиационного ТВД ГТУ-3 (рис. 3) с расчетной мощностью 1500 л.с., испытания которого проходили в 1937-1939-х гг.

Из-за ограниченного числа сотрудников при создании элементов нового двигателя многим инженерам приходилось работать в качестве и расчетчиков, и конструкторов, и экспериментаторов. Это создавало большую напряженность в работе, но зато какую отличную инженерную школу прошли молодые специалисты!

ГТУ-3 имел три центробежные ступени компрессора с и двухступенчатую осевую турбину. Турбина охлаждалась дистиллированной водой, так как расчетная температура газа перед ней была 1470 К. Применение пароводяного охлаждения позволяло выдерживать забросы фактической температуры на испытаниях до 1870 К и длительно работать до 1620 К, используя самый жаропрочный материал того времени ЭИ-69 (с рабочей температурой не выше 920…970 К).

Итог жизни человека определяется, как правило, масштабом его личности. Неистовость и несгибаемость - характерные черты его характера как в научно-техническом мировоззрении, так и в гражданской позиции. Владимир Васильевич, по моему мнению, обладал обостренным чувством справедливости. Можно вспомнить, как он вел себя на общем собрании Всесоюзного теплотехнического института в далеком 1930 году при осуждении деятельности Л. К. Рамзина, репрессированного бывшего директора ВТИ, одного из фигурантов по делу якобы Промпартии. Уваров задал вопрос в президиум собрания о конкретных антигосударственных фактах деятельности Рамзина. Не получив убедительного ответа, воздержался при голосовании, что не позволило занести в протокол решения собрания заранее заготовленную фразу об единогласном осуждении деятельности репрессированного директора ВТИ. Кто знает, может этот один голос спас жизнь Леонида Константиновича?

Использованные материалы:
http://energy.power.bmstu.ru/e03/rus/hisbe0_r.htm
http://cyberleninka.ru/article/n/115-let-so-dnya-rozhdeniya-vladimira-vasilievicha-uvarova-65-let-so-dnya-obrazovaniya-kafedry-gazovyh-turbin-v-mgtu-im-n-e-baumana
http://mirznanii.com/info/nauchno-tekhnicheskiy-progress-gazoturbinnykh-ustanovok-magistralnykh-gazoprovodov_322860
http://www.eifgaz.ru/uvarov36-09.htm

Примечания:
Леони́д Константи́нович Рамзи́н (1887-1948) - советский инженер-теплотехник, изобретатель прямоточного котла. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).
В 1930 году обвинён по сфабрикованному Делу Промпартии.[2]. Его показания стали основным аргументом следствия против него и других обвиняемых. Был приговорён к расстрелу, заменённому 10 годами тюремного заключения.
В заключении продолжал работу над конструкцией прямоточного котла. В 1933 году первый прямоточный котёл был введён в эксплуатацию на ТЭЦ-9 Мосэнерго.
В 1934 году Рамзин возглавил ОКБ прямоточного котлостроения, организованное в составе 9-го управления ГПУ.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рамзин,_Леонид_Константинович

Репрессии, Управление, Самолеты, Двигатели, Как Сталин, ТРД, Антикоммунизм

Previous post Next post
Up