Из Советской энциклопедии:
Борщевик (Heracleum), род растений семейства зонтичных. Крупные двулетние или многолетние травы с большими перистыми, иногда простыми листьями. Цветки в сложных зонтиках, с белыми или желтовато-зеленоватыми лепестками. Плоды со спинки слегка сжатые, от яйцевидных до почти округлых. Более 70 видов, главным образом в умеренных областях Восточного полушария; лишь 1 вид в Северной Америке. В СССР около 40 видов, больше половины из них встречается на Кавказе, преимущественно в субальпийском горном поясе.
В Европейской части СССР, в Казахстане и Западной Сибири широко распространён Б. сибирский (Н. sibiricum). Листья, стебли и молодые побеги многих видов Б. съедобны в сыром, солёном и маринованном виде; служат приправой для супов. Листья и плоды Б. богаты эфирными маслами; прикосновение к растениям некоторых видов этого рода может вызывать раздражение и ожог кожи. Виды Н. pubescens, Н. mantegazzianum и др. декоративны. Наибольшее значение имеет Б. Сосновского (Н. sosnowskyi) - вводимое в культуру высокоурожайное кормовое (главным образом силосное) растение. Пригодны на корм скоту молодые растения Б. обыкновенного (Н. sphondylium).
Лит.: Манденова И. П., Кавказские виды рода Heracleum, Тб., 1950
…однако, из тех, что произрастают у нас в России, опасен только один вид - так называемый борщевик Сосновского (Heracleum sosnowskiy). И именно этот вид самый многочисленный, самый агрессивный и самый ядовитый. Когда-то борщевик Сосновского спокойно рос себе и не собирался перебираться к нам со своей исторической родины - со склонов Центрального и Восточного Кавказа, из Закавказья и Турции. Однако в конце 1940-х товарищ Лысенко распорядился сделать из него кормовую культуру. Привезли семена и начали сеять в Центральной и Северной России. В новой среде Heracleum sosnowskiy быстро освоился и вышел из-под контроля. А переселившись в дикую природу, начал захватывать всё новые и новые площади, произрастая в основном по обочинам дорог и берегам водоёмов.
http://voenternet.livejournal.com/80519.html Трофи́м Дени́сович Лысе́нко (укр. Трохи́м Дени́сович Лисе́нко; 1898[2] - 1976) - советский агроном и биолог[2]. Основатель и крупнейший представитель псевдонаучного[1][3][4][5][6][7][8] направления в биологии - мичуринской агробиологии[9], академик АН СССР (1939), академик АН УССР (1934), академик ВАСХНИЛ (1935). Герой Социалистического Труда (1945). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943, 1949). Награждён восемью орденами Ленина, золотой медалью им. И. И. Мечникова АН СССР (1950).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лысенко,_Трофим_Денисович Я так думаю третью Сталинскую премию за 1949 год Сталин дал Лысенко за борщевик Сосновского...
Уполномоченные райкомов жестко проводили линию ЦК по насаждению незнакомой культуры в хозяйствах и репрессивными мерами заставляли распахивать клеверища и посевы кормовых трав. В некоторые годы кукуруза давала сносные урожаи зеленой массы на силос, но початки или совсем не завязывались, или не доходили даже до молочно-восковой спелости. Вскоре зоотехники забили тревогу: кукурузный силос как корм оказался крайне беден растительными белками, и надои коров резко упали, жирность молока тоже снизилась. Надо было срочно найти альтернативу травам (особенно клеверу), которые шли на силос. Тогда-то приспешники академика Лысенко предложили сеять новую генно-модифицированную культуру - борщевик Сосновского.
Борщевик Сосновского прекрасно рос, давая на полях с высоким агрофоном до 1000 и более центнеров зеленой массы. В смеси с ним кукурузный силос становился почти сбалансированным по белку. Но внедряя на поля борщевик, «забыли» внедрить технику для посева и уборки этой культуры.
Вот что рассказывал мне один из лучших директоров совхозов тех лет: «У нас сеялок не было, а семена борщевика представляют собой почти круглое и плоское крылышко, диаметром до 3-5 мм и толщиной зерна в центре до 1 мм. Природа распорядилась, что борщевики должны распространять свои семена с попутным ветром и по воде. Ни одна наша сеялка не подходила для посева борщевика. И мы придумали: разбили вручную 5 гектаров лучших земель на квадратики со стороной в 70 сантиметров, пригласили школьников, начиная с пятого класса, и начали вручную сажать семена по углам этого «квадрата».
«На хорошо удобренных землях борщевик вымахал до 2-х и более метров. Наш агроном подсчитала, что урожайность зеленой массы дойдет до 800 -1200 центнеров с гектара. Но наши кормоуборочные агрегаты оказались не приспособленными для уборки: рослый гигант борщевик имел стебель толщиной до 10 см у земли, листья были размером с крылья орлов, наши узкие и «мелкие» травяные агрегаты не справлялись с ним. Но не это оказалось самым страшным: сок борщевика и фитонциды его листьев вызывали воспалительные реакции на коже, глазах и слизистых. У наших механизаторов, - рассказывал директор совхоза, - не было никаких защитных средств. Кабины у тракторов тогда были негерметизированные, без кондиционеров. Не могли же рабочие совхоза работать в скафандрах глубокой защиты, как на предприятиях химической промышленности? Да и где взять их?.
Свои пять гектаров мы так и не убрали до конца, - продолжил он, - рабочие наотрез отказались там работать. А борщевик - на то он и генно-модифицированный, мощный, - созрев, распространил свои семена по ветру на все поля совхоза, а потом «перекочевал» по речкам и дорогам на всю территорию района (и не только нашего). И теперь растет и благоухает. - закончил он свою печальную повесть.
http://znamya-oktyabrya.ru/2011/07/borshhevik---okkupant/ От возделывания неправильного борщевика отказались. Но он вышел из-под контроля и стал захватывать всё новые территории. Никакие гербициды его не брали, кошение результатов не приносило, а единственным, но трудоёмким способом уничтожения оказалось полное выкапывание кустов вместе с корнями. Вот тогда-то и появилось выражение «месть травы Сталина». Причём родилось оно в прибалтийских республиках, а также в Польше, где по совету советских друзей борщевик возделывался особенно активно.
Но существует ещё одно мнение - это была обычная подлость по отношению к грузинскому академику Дмитрию Сосновскому, именем которого был назван борщевик, со стороны печально известного борца с генетикой Трофима Лысенко.
Сосновский, ещё будучи студентом первого курса университета, начиная с 1904 года принимал активное участие в жизни Тифлисского ботанического сада. А впоследствии, занимаясь исследованием флоры Кавказского региона, стал авторитетным учёным. В 1936 году, в знак высокой оценки деятельности доктора биологических наук, коллеги назвали в его честь род семейства астровых, а спустя 8 лет имя Сосновского получил и борщевик.
В те времена «главным биологом и ботаником СССР» был президент ВАСХНИЛ Лысенко, который с помощью коммунистической и псевдонаучной фразеологии распространял свои теории. Оппонентов Лысенко не щадил как морально, так и физически. В числе противников «лысенковщины» был и член-корреспондент, а потом и действительный член Академии наук Грузинской ССР Сосновский. Известно также, что он принимал участие в «движении сопротивления», в недрах которого и родилось так называемое «Письмо трёхсот» - обращение ведущих учёных СССР в Президиум ЦК КПСС, содержащее критику деятельности Лысенко и его соратников.
Вот тогда, возможно, получив указание от Сталина о массовом возделывании новой кормовой культуры, мстительный Лысенко отдал предпочтение не североамериканскому или сибирскому безопасному «гераклу», а ядовитому борщевику Сосновского. Расчёт был прост: коварство растения станет быстро известно, и тогда можно будет хотя бы облить грязью ненавистного оппонента. Однако месть не состоялась по причине смерти Сосновского в 1953 году. А с «Письма трёхсот» начался закат карьеры самого Лысенко.
http://bagira.guru/priroda/6471-mest-akademika.html В 1933-1934 годах Лысенко вместе с доктором биологических наук И. Презентом начал наступление на генетику[18]. Лысенко верил в теорию Ламарка о наследовании приобретённых признаков и считал себя последователем И. В. Мичурина. По мнению Жореса Медведева, сам Сталин издавна был ламаркистом[19]. В 1938 году Лысенко стал президентом ВАСХНИЛ вместо Н. И. Вавилова, пониженного в должности до его заместителя. Классическую генетику стали публично именовать «фашистской наукой»[20], началось политическое преследование учёных-генетиков. В конце 1930-х годов стали происходить аресты и даже расстрелы. Николай Вавилов был арестован по подозрению в антисоветской деятельности 6 августа 1940 года, приговорён к смертной казни (позднее заменена на 15 лет лагерей) и умер в тюрьме в 1943 году, многие другие учёные также попали в лагеря, а некоторые другие - расстреляны (например, С. Г. Левит, И. И. Агол). Многие учёные под страхом преследования изменили поле деятельности или присоединились к кампании против науки.
В то время наиболее массовой формой отступления учёных от нравственных норм был устный или письменный отказ от собственных научных воззрений и одновременно признание мичуринских догм, лженаучность которых была при этом для них очевидна.
Некоторые этим не ограничивались и для укрепления своего положения или в целях карьерного продвижения разоблачали своих товарищей и учителей, обвиняя их в антимичуринских пороках. Иные шли ещё дальше, сочиняя на своих научных оппонентов политические доносы, зная, что они могут привести не только к их изоляции, но и к физическому уничтожению. Такая обстановка растлевала научную молодёжь и тем самым обеспечивала аморальный задел на будущее[21][22].
Тем не менее многим удалось избежать репрессий, и они даже продолжали заниматься генетическими исследованиями. С. С. Четвериков подвергся аресту в 1929 году и был сослан на 5 лет в Свердловск с последующим запрещением поселяться в Москве, Ленинграде и нескольких других центральных городах; В. П. Эфроимсон был дважды осуждён на длительные сроки и отбывал наказание в тюрьмах и лагерях.
Лысенковцы объявляли себя сторонниками «генетики», однако под этим термином понимали исключительно свой «мичуринский метод», классическую же генетику именовали «вейсманизм-морганизм».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лысенковщина И Лысенко стал сторонником генетики. Видимо Сталин приказал...
Click to view